11 рекомендаций по созданию самостоятельного выставочного проекта
поговорим, зачем вам это надо

*рекомендации основаны на личном опыте работы. Вы можете как следовать, так и скептично ухмыльнувшись сквозь свои снобские усы, оставить их без внимания.

Прежде чем читать (если вы организатор или куратор), ответьте на главный вопрос: так ли плохо вам жилось без всего этого ужаса? Если все-таки скучно, а «слабоумие и отвага» — это как раз емкое определение ваших основных качеств, то добро пожаловать! 

опыт1

Итак, первый вопрос, который вы должны задать себе: для кого вы делаете выставку и кому она вообще нужна? Кроме вас и ваших неудовлетворенных амбиций неплохо было бы, если бы проект был интересен еще хотя бы паре десятков людей.

Такие безумцы нашлись? Отлично! Теперь необходимо определиться, кто они: местные художники, ваши друзья, чиновники из управления по делам культуры города, пенсионеры или хипстеры (или кто там сейчас в моде?). Это целевая аудитория (далее: ЦА) проекта. Не отмахивайтесь, потому что в итоге, исходя из ее запросов, следует наполнять выставку контентом. Не буду останавливаться на очевидном факте о том, что не всякому молодому человеку будет интересен Шишкин, а пенсионерке Клавдии Ивановне – презентация азиатского видеоарта, но стоит помнить, что не всякий Шишкин может быть неинтересен вашему ровеснику.

опыты2

Когда ЦА, а следовательно, и формат выставки, будут определены, предстоит самое сложное: научиться говорить «Нет» некоторым художникам. Все мы понимаем, что живем в маленьком городе, где все моют друг другу кости за глаза и не только. Постарайтесь абстрагироваться от этого так, как только сможете (или приколите булавку на изнанку всех кофт, или постоянно ходите с фигой в кармане от сглаза и наговора), и вежливо, но жестко научитесь отказывать художникам, которых считаете откровенно слабыми или направление произведений которых не подходит для данного конкретного проекта. Да, возможно, после этого вас пару раз не пригласят на вернисаж некоторых, но зато вы будете честны перед собой и уверены, что ваша выставка соответствует заданному формату и после реализации не придется стыдливо смотреть в пол, когда вас будут представлять как куратора какого-то проекта, допустим, Лене Беловой или кому-то, чье мнение для вас небезразлично.

опыты33

По правде говоря, я придерживаюсь мнения, что институциональность – хоть и нужная в нашем обществе вещь, но не так уж и важна в ходе реализации выставочного проекта. Будь вы свободный куратор, музейный или просто сумасшедший, решивший на своем горбу внезапно вынести весь организационный ужас подготовки качественной выставки: в ваших силах сделать проект в любом месте и в любое время. Причём это может стать отличительной особенностью и сыграть на руку. У нас в городе любят «странное-новое-неоднозначное». Не забывая, конечно, первое правило (помните про вашу ЦА!).

Понравился колбасный магазин и вон те пустые запылившиеся у них в углу витрины? Заброшенный цех? Жуткий темный подъезд в доме на Миллионке? Или вы вспомнили о бабушке и тете, которые точно не позовут своих знакомых посетить андеграундную тусовку на падике и для них стоит в качестве площадки рассмотреть холл Театра оперы и балета? Пространство может быть любым! В ваших руках его улучшить, наполнить атмосферой и нужным вам настроением. Не беритесь сразу за большие объемы, лучше ограничиться малым залом, но сделать его продуманно и качественно, особенно если контента набралось маловато. Размаху тут не место.

Может возникнуть потребность что-то отмывать или даже белить и красить (да-да, не чурайтесь грязной работы: её предстоит немало!), повесить там, где необходимо, свет, привезти оборудование и мебель. Опасайтесь свисающих балдахинов, люстр, внезапных советских торшеров и всего того, что будет «не в формате» выставки. Это только отвлекает восприятие зрителя. Не забудьте об электричестве и точках доступа к нему, если планируете использовать технику. Возможно, придется раскошелиться не на один удлинитель: будьте готовы!

опыты4

Теперь вам придется мыслить так же, как минимум два типа людей: художник и зритель. Первого легко обидеть, а второй просто очень капризный. Наберитесь терпения. Куратор (в данном ключе организатор становится и тем и другим) — это, прежде всего, грамотный и гибкий коммуникатор. Вы должны чутко относиться к предпочтениям художника, непременно слушать его предложения по экспонированию (слушать не значит соглашаться), трепетно относиться к экспликациям (не забудьте загуглить требования, особенно если оформляете выставку в какой-либо институции), поддерживать его (особенно если он молодой и это его первая выставка). Может оказаться так, что придется пробыть с ним до утра за день до открытия. Все ведь знают, как творческие люди любят всё делать в последний день. Он не должен чувствовать к себе наплевательского отношения и вашего равнодушия к произведениям. Тем более если участие автора проходит под эгидой голого энтузиазма. Будьте любезны терпеть все его разговоры и жалобы, запивая кофе часы сна.

Самое главное во всем этом – придерживаться контекста и концепта. Во избежание неправильного трактования зрителем какого-либо произведения, осмотритесь: что находится в непосредственной близости с ним? Почему этот художник выставлен возле туалета? А у этого видеоряд проецируется не на экран или чистую стену, а на батарею и торчащие кабели? Не мешает ли звук с одного проекта восприятию звука с другого? И почему вот эти авторы находятся вместе в одном зале? Зритель всё понимает (об этом ниже), так что не следует спускать что-либо на тормозах.

Кстати, не забудьте о некоторых формальностях, касающихся работы художников с галереей. Если это состоявшийся автор, он может быть закреплен за одной из галерей города — как минимум просто некрасиво переманивать его в свой проект, не переговорив перед этим с галереей. Есть шанс обрести неодобрение со стороны, будьте внимательны.

опыты5

Помните, что зритель не дурак. На самом деле, он видит все погрешности и мастер в подмечании даже самых незаметных нюансов касательно вашего проекта. Ему абсолютно плевать, что здесь вы не успели докрасить, потому что вчера во всём городе вырубили свет, а тут не хватило денег, чтобы закрыть тёмной шторой окно, и теперь видеопроекция в дневное время суток практически неразличима на фоне стены. Он не знает о том какая команда с вами работала (и была ли она вообще), сколько времени заняла подготовка. Он оценивает лишь Результат. И чтобы потом не оправдываться в стиле «ой, а мы не подумали», делайте все заблаговременно, проверяйте и перепроверяйте по нескольку раз до открытия. Все ли идет так, как нужно? Работает ли звук, не тормозят ли компьютеры?

И да — не следует поддерживать тезис: «В России всё равно не начинают ничего вовремя!». Уважайте своего зрителя и будьте пунктуальны, чего бы вам это ни стоило.

опыты6

Неплохо было бы держать людей в курсе того, как к вам проехать, где оставить машину и даже оборудована ли площадка пандусами (да). Не забудьте перед открытием пройти по всему пространству в роли зрителя, который совершенно не в курсе, где и что здесь находится. Убедитесь, что вы не забыли позаботиться о навигации. Стрелочки с верным направлением просмотра всегда уместны, как и обозначение залов, гардероба и туалета. Здорово, если на входе вашим гостям предложат раздатку с картой помещения и обозначением авторов и их проектов. «Профессионализм — это внимание к деталям».

опыты77

Почему-то не один раз встречалась с людьми, которые не могут реализовать свою выставку в связи с отсутствием «необходимого выставочного оборудования». Что это такое и с чем его едят можно узнать-увидеть как раз в институциях. Если вы не принадлежите ни к одной из них, то зачем вообще отталкиваться от этой системы? Во-первых, это дорого, во-вторых, вы сами удивитесь тому факту, что даже при его наличии к экспонированию задуманного вами проекта оно может совершенно не подойти. Поэтому совет прост: смотрите вокруг. Замечайте, каким образом что-либо подвешено в магазинах, чем пользуются на других выставках, гуглите и ищите альтернативу. Не бойтесь экспериментировать и рыться в помойках заводов и типографий. Да, придется стать изобретателем. Лучше конечно, если у вас есть под боком мужчина с мозгами инженера или строителя ) В крайнем случае, устройте мозговой штурм среди друзей и не бойтесь просить о помощи тех, у кого уже есть опыт в подобных проектах. опыты8

К сожалению, реальность такова, что все еще встречают по одежке. Поэтому озаботьтесь классной афишей и сквозной айдентикой всего проекта. Нет, «классная» не значит Яркая, с вооооот такенными буквами и обводкой поверх. Классная — это гармоничная и трендовая. Обязательные элементы: название, время, дата и место проведения. И да, здесь опять же держим в голове пункт о ЦА (бабушки, кстати, тоже иногда рубят в моде). Будьте критичны к себе и слушайте грамотного дизайнера, а не советы людей вокруг.

Написание толкового пресс-релиза тоже ответственный труд. Озаботьтесь этим заблаговременно. Минимум за две недели, а лучше — за месяц (люди должны успеть выстроить свои планы по посещению вашего проекта, да и сарафанное радио никто не отменял). Удобнее всего делать это на этапе согласования афиши и создания всевозможных групп в соцсетях. Не забывайте того, насколько ленивы журналисты, они будут копипастить ваш текст в СМИ, даже не удосуживаясь узнать что-то самостоятельно или перепроверить информацию. В тексте старайтесь избегать провинциальной любезности касательно авторов и высасывания из пальца идеи проекта. Выражайтесь доступно и умейте заинтересовывать.

опыты9

«Не берись за проект, который не сможешь реализовать от начала до конца сам» — был мой лозунг. Да, я и правда верю в безграничные силы человека. Но не на этапе реализации масштабного городского проекта. Смиритесь: каким интровертом-социофобом бы вы ни были, вам придется выйти в люди и искать команду, иначе ничего путного не выйдет. Вам элементарно не хватит времени да и не сможете вы быть одновременно и волонтером, и грузчиком, и техником для своего проекта. Ищите таких же сумасшедших как и вы, либо пользуйтесь подручной силой друзей.

Умейте грамотно разделить задачи и обязанности каждого из помощников. В какой-то момент вы сможете даже поймать себя на мысли о том, что вам вдруг стало нечем заняться. Но это хорошо. Как раз самое время передохнуть и подумать наперед (а лучше прописать): что еще не сделано, что упущено и сколько осталось времени до открытия.

опыты10

Об открытии. Вообще-то, я против кормёжки соскучившихся по хлебу и зрелищам любителей наслаждаться прекрасным. Задайте себе вопрос: придут ли вообще люди на ваш проект, если там не будет халявной еды и алкоголя на открытии? Если нет — значит, что-то пошло не так, и возможно, вы ошиблись на этапе пиара, а то и вовсе на этапе обдумывания контента. Не плодите никому ненужные мероприятия, не несущие в себе идейности. Мое мнение — любое искусство (даже САМОЕ современное) должно быть интересным. Ну серьёзно, давайте будем честными! Лучше потратьте фуршетные деньги на аренду интересного места под весь проект, на хорошее оборудование или звук, на привоз какого-то достойного художника.

То же самое могу сказать и о диджее. Не превращайте открытие в веселушку только потому, что так делают все. Диджей фоном, на мой взгляд, намного уместнее на маркетах и в клубах. Лучше опять-таки сэкономить деньги и нанять диджея Winamp если и правда вам так нужна музыка, чем в режиме экономии заниматься расточительством на аренду вертушек и почасовую оплату знакомого умельца. Но если формат и бюджет позволяет вам это сделать, заранее продумайте где он будет стоять, во сколько придет и нужен ли ему саундчек. Во время открытия уделять время ещё и диджею у вас точно не будет. Опять же: делегируйте полномочия.

Подумайте о приветственном слове. Не мямлите и дайте высказаться автору или публике, если у них есть желание. Говорите открыто и понятным языком без птичьих искусствоведческих наречий. Не заставайте художника врасплох, а предупредите заранее, что дадите ему слово. Не все так находчивы и юморны, как вы. Тем более во время открытия. Возможно, уместным будет проведение актуального круглого стола или пресс-конференции. Опять же, подумайте об этом заранее, а не за пару дней до открытия. Спешка еще никому не помогала.

опыты11

Не бойтесь спрашивать у людей, как все прошло. Вам ведь не стыдно? Обязательно соберите опрос или комментарии по итогу проекта. Особенно если это была не формальная выставка, а интересный проект с новым видением. Не забудьте публично поблагодарить всех, кто вам помогал, партнеров и спонсоров. Замечайте то, чему не удалось уделить должного внимания, и будьте умнее в следующий раз. Проследите за тем, что о вас написали СМИ. Обязательно залейте в сеть фотографии и видеоотчеты. Прежде всего, это результат проделанной работы, а не просто фото для новых аватарок. Не бойтесь критики и негативных отзывов. Это тоже мнения, а для вас это повод задуматься и стать лучше. Не вступайте в переписку с троллями да и просто с людьми, выражающими негативщину. Ни от своего профиля, ни от профиля группы/мероприятия. Помолчите и поберегите нервы, ведь вам понравился этот мазохизм и вы продолжите заниматься им и дальше.