Бедность как побудительный момент, мотив, сюжет
О проекте, объединившем Владивосток, Санкт-Петербург и Москву

На минувших выходных закончилась работа выставки «Новая бедность», организованная молодыми художниками Владивостока. Выставка, конечно же, не возникла спонтанно и содержит много интересного материала для анализа.

«Новая бедность» – название большого проекта, объединившего центр «Красный» (Москва), участников Школы вовлеченного искусства «Что делать» (Санкт-Петербург), свободных владивостокских художников и учеников Владивостокской школы современного искусства. Зачем это все нужно и кому?

Цель и аудиторию здорово сформулировала редакция бюллетеня «Бедные диалектики» (№5, июнь 2016, г. Санкт-Петербург): 
«Выявить разные грани и градации бедности, говорить о феномене нищеты современного общества, которое уже не способно ни видеть достоинство бедных, ни мыслить возможность собственного освобождения… Проект ориентирован «напрячь» поклонников искусства. И делается это не для них, ровно как и не для обитателей района. Они обращены к тем, кто, как и участники школы, не стыдится своих пустых карманов, отсутствия автомобиля в кредит или квартиры по ипотеке. Пафос этих высказываний, прежде всего, адресован простым людям, у которых пока нет времени и сил, чтобы «выйти на улицу и вернуть себе голод».

В условиях нового экономического кризиса, который продолжается по всей стране, тема бедности как никогда актуальна. Бедность – новая мода, бедность – состояние сознания, бедность – форма жизни, одна из практик потребления или знак принадлежности к определенной̆ субкультуре и т.д. Значение слова многогранно, но так или иначе всегда касается каждого из нас.
лрома
Бюллетень, выпущенная во время старта работы выставочных площадок, является частью вклада (паем) участников Школы вовлеченного искусства «Что делать?» в общую работу проекта.
754839


Результаты каждого города-участника, можно посмотреть в фотоотчетах и комментариях тематических групп: «Бедные диалектики» (г. Санкт-Петербург), «Новая бедность. Опыты» (центр «Красный», г. Москва), «Новая бедность» (ВШСИ, г. Владивосток).

Что такое «новая бедность» для Владивостока?
Выжимка из кураторского текста
апука

Молодые художники, заинтересованные в собственном росте, не видят путей развития на Дальнем Востоке и стараются скорей сбежать на Запад, где давно работает системный подход к становлению художника, где выше инвестиции в культуру, где высококонкурентная среда постоянно заставляет работать над собой. Что делать кураторам, начинающим критикам в этой ситуации? Ведь кажется, что здесь мы все больше заходим в тупик. Проекты по типу «Новой бедности», строящиеся на взаимодействии художников «центра» и других регионов России, становятся одним из выходов. К тому же дискурс о наличии «центра и периферии в современном искусстве» нарастает. Сейчас уже нельзя говорить о том, что только мы зависим от Запада. Много лет являясь регионом-донором, мы постоянно поставляем перспективные кадры, а среди художников и кураторов центрального региона поездка во Владивосток становится неким трендом, увлекательным и вдохновляющим опытом пребывания в иной среде, поиском контактов, нацеленных на долгую дружбу. В дистанционных проектах есть огромный потенциал развития и выражение свойства глобальности современного искусства.

Как местные художники воплотили «Новую бедность»? Куратор, Яна Гапоненко, о сложностях монтажа и результатах.
Эту выставку мы решили сделать двухнедельной, почувствовав весь ее потенциал. Открывшись в субботний вечер, наша «Новая бедность» проработала еще три вечера и закрылась на два дня: протекла крыша, коротнуло проводку, и нам запретили вход в помещение школы. Это удивительным образом совпало с запланированным в тот же день визитом на выставку видного репортера местного телеканала, который пришлось отменить. В итоге нас «попросили» закрыться на неделю раньше.
Изначально этот опыт взаимодействия с площадкой был самым сложным в техническом плане: по состоянию здания нам нельзя было использовать розетки внутри помещения, поэтому мы «опутали» все комнаты удлинителями, которые еще надо было эстетично спрятать. Водопровода не было подключено до последнего, а унитаз нам установили за час до открытия. И тем не менее, мы крайне благодарны руководству площадки за саму возможность и доверие.
89574

Что касается кухни взаимодействия внутри ВШСИ, «бедность идей» ребята признают сами. А вот, к примеру, попросить выделить целое помещение под свои задумки осмелились первыми всего три художника, из которых непосредственный участник ВШСИ – лишь один. Помещения скалодромов и, например, коридоров или туалета концептуально художниками обыграны не были, пришлось делать кураторские «затычки». Светлый большой скалодром и темный маленький мне пришлось спасать собственным проектом – интервью с художниками о воровстве, нашим видеопаем, отлично смонтированным Антоном Лапшиным, и идеей «стола изобилия». Мне же хочется лишь «причесывать», а все остальное – делегировать художникам и кураторам среди ВШСИ.
Сколько бы критики за наши выставки мы ни получали, самым важным остается то ощущение свободы самовыражения, которое явно испытывает каждый художник ВШСИ.

О результатах. Во-первых, прекрасен сам факт, что состоялся опыт обмена с кем-либо, кроме коллег из внутреннего круга ВШСИ и Владивостока. Московские единомышленники оказались несколько ближе концептуально, чем питерские, т.к. обе инициативы (как Центр «Красный», так и ВШСИ) дублируют друг друга по принципу объединения «снизу» – начинающие художники и кураторы обоих городов параллельно друг с другом работают без четко выраженных иерархических принципов и привлечения официальных арт-институций в свои проекты. С Петербургом (а именно с идеологом группы «Что делать» Дмитрием Виленским) коммуникация шла лишь через Москву, но сейчас наступает то самое плодотворное время пожинания результатов, когда все произошедшее за время экспонирования «Новой бедности» можно использовать для дальнейшего совместного анализа: будет выпущен единый каталог выставок во всех трех городах, также будет обмен анкетами с вопросами об отношении художников к бедности. Эти анкеты мы получили до выставки от московских коллег. Они уже заручились поддержкой антрополога, который проанализирует заполненные во всех трех городах анкеты и вынесет свой профессиональный статистический вердикт.

Оценка результата владивостокской выставки со стороны и изнутри.
98579374

58438808

Экспресс-редакция: Роман Папуша
Благодарность за материалы: Яне Гапоненко