Кураторский текст
Итоги фестиваля светового искусства ПУСК

«ПУСК» — это некоммерческий фестиваль светового искусства, который прошел 27го августа на территории Дворца Антонио Михе. На самом же деле — во Дворце детского творчества по адресу Океанский проспект, 43 всего на один вечер появились специально созданные участниками арт-объекты на тему «Будущее рядом». На фестивале выступил WoodJu — специально приглашенный электронный музыкант из Москвы.

Посовещавшись организаторской группой, решили без обиняков рассказать о том, что происходит внутри фестиваля, как проходила подготовка и какие были трудности. Это история не о том, как вызвать жалость, а о том, как мы работаем уже третий год.

Первым тезисом орг-группы фестиваля «ПУСК» было делать всё по фану. Нам всем нравится создавать камерные атмосферные вещи, которые меняют пространство, ощущения и мысли. Нам по вкусу хорошая альтернативная электронная музыка. Поэтому каждый год мы использовали разные площадки, команды, темы и делали ставку на российских молодых электронщиков. Кроме того, впервые выбрались в центр города, но чрезмерно анонсировать проект не хотели по двум причинам: нет обязательств перед партнерами и слишком маленькая полезная площадь проекта. Но всё вышло за пределы и потекло в СМИ.

Второй тезис «ПУСКа»: находить бюджетный выход из любой трудной ситуации. «АлиЭкспресс», доставка из Москвы, склады на Снеговой и Бородинской — наше всё. Мы отметали дорогие решения в пользу чего-то простого и дешевого. Договаривались о бесплатном выступлении диджеев, брали проекторы и технику по друзьям и партнерам. Искали нестандартные приемы оформления зон, привозили крупногабаритные материалы своими силами, разгружали и монтировали их самостоятельно, использовали волонтеров и таких же городских энтузиастов-участников. Средняя стоимость одного проекта для группы участников составила — 7 тысяч рублей. Все работали бесплатно. К тому же, в этот раз мы монтировались в очень непростом месте – внушительном широкосводном помещении с панорамным остеклением и сложными внутренними переходами. Хорошо, что зонирование помогали организовать партнеры, щедро поставляя для нас хомутовые строительные леса. Но у самого места накопилось множество проблем: от невозможности использовать сцену в неприкрытом виде до обваливающегося потолка в центральном холле.

Отдельный тезис об охранниках и завхозе этого помещения… Столько сил и энергии ушло на этих людей!!! Очень надеялись привлечь к проблеме ветхости дворца больше внимания. В здании не было нормального ремонта больше 35 лет, крыша и перекрытия текут. Невероятная архитектура в центре Владивостока погибает на глазах. Тем не менее, спасибо за содействие и лояльность директору ЦДЮТ – Оксане Викторовне. После мероприятия она, конечно, пожалела сотню раз, что допустила нас, ибо масштаб разрушений весомый. Но мы правда старалась сделать все возможное для пользы: сняли неприглядные колхозные баннеры с фасада, разобрали списанную советскую мебель.

Третий тезис «ПУСКа» — это проект местных для местных. Несмотря на то, что мы очень гордимся тем, что участники проекта — локальное творческое сообщество, надо признать, что большинство организационных сил все-таки тратится на работу именно с ними. Отбор заявок и дальнейший их отсев на этапах упаковывания идеи, смет и технических решений. Ко всем нужен индивидуальный подход и помощь разного рода. Нужно понимать, что участники — творческие люди со своим миром, далеким от понятия «дедлайн». Это всегда сложно, энергозатратно и таит в себе множество рисков, особенно что касается новых участников и результата их работы. Например, в этом году один участник взял деньги, но объект так и не предоставил, пропал, трубку не берет, на сообщения не отвечает. Но есть и хорошее — в этом году в участниках много архитекторов (в основном студентов ДВФУ), чему мы очень рады, потому что это не просто идейные, но ДЕЛАЮЩИЕ ВЕЩИ люди. Так что тут как повезет, и именно поэтому это всё большой эксперимент.

Все объекты предстояло правильно разместить и укомплектовать, а потом и демонтировать в короткие сроки. Дедлайн по демонтажу – 2 сентября. По итогу много противоречивых эмоций. И ощущение расстройства, потому что нет проектного роста. А как сказал сегодня наш артист Woodju— чтобы был рост, нужен и рост финансирования. Всё так. Бюджет точь-в-точь как на Гр2, и он смешной, а расходов стало только больше. Кроме того, случилось много косяков внутри: проблемы со звуком, задержка начала, опасные свечи, пропавший участник, сгоревший удлинитель и буйный посетитель, сорвавший диодную ленту с Луны (в результате чего она наполовину погасла).

В общем, не хочу я больше делать «ПУСК».  И не потому, что устала, а просто не вижу смысла. Городу мы не нужны и его жителям тоже. Спонсоров нет, денег нет, надоело гробить свое здоровье, здоровье близких и друзей. Все таскаем и монтируем своими силами, никак на этом не зарабатываем и ничего не получаем, кроме отсутствия положительных эмоций.

Пытались применять то самое креативное финансирование: сделали хороший сайт, презентацию и коммерческое предложение. Писали федералам и местным. Встречались со многими, пользовались даже чужими связями внутри бизнес-сообщества. Пытались продаться ВЭФу и его культурной программе этого года. Но все заканчивалось двумя вариантами: 1) нам переставали отвечать, 2) писали в самый последний момент, что денег нет. Наверняка вам в голову придет предложить нам кого-нибудь для связи и помощи. Но мы им уже писали. Краудфандинг рассматривали очень долго. Посоветовавшись с людьми, которые имели успешный опыт завершения проектов на «Планете» и «Бумстертере», мы пришли к выводу, что этот ресурс пригоден лишь для пиара, а не для получения реальной прибыли. 

По итогу: люди приходят бесплатно и неуважительно относятся к тому, что им дали Просто Так. «Хорошими делами прославиться нельзя» (с) После Гр2 было вдохновение и вера в будущее, а после фестиваля «ПУСК» — нет. В 2015 от потока пришедших людей и стольких Всероссийских побед проекта снесло крышу: казалось, что все можем и бомбанем в 2016, партнеры заинтересуются и помогут, но нет. Со зрителями все еще грустнее. Мы «пришли» в центр города, их стало еще больше, а контингент хуже. Жители не принимают ни музыку, ни объекты такого рода. Печаль-тоска-тлен. 

Спасибо всем, кто помогал, поддерживал и был с нами. Но я хочу поставить точку на «ПУСКе».