Рецензия на выставку «ПОРТРЕТ МЕСТА: Владивосток»
Художник Александр Зайцев

Все творческие деятели, приглашенные в арт-резиденцию ЗАРЯ, проходят тщательный отбор. Наиболее важным критерием попадания художника в заветный список участников считается возможность переориентировать творчество на работу с контекстом Дальнего Востока.
Первый резидент 2016 года – самарский художник, дизайнер и архитектор – Саша Зайцев. В его работах чувствуется инженерный подход, который отображен и в тематике, и в качестве, и в подаче. Более шести лет художник работает над серией «Городские ландшафты» которая помогает ему сформулировать свои впечатления от увиденных во время путешествий явлений урбанистки, поделиться настроением, полученным в той или иной городской среде.

5488

Пребывание художника в резиденции – это в первую очередь способ наладить коммуникацию с местной арт-сферой и приобрести полезные контакты. Саша Зайцев уверенно справляется с этой задачей, быстро наладив общий язык с творческой прослойкой Владивостока.

58438975

Пробыв в арт-резиденции месяц, который дается на проработку серии, художник презентовал на отчетной выставке четыре работы, в числе которых – диптих и триптих. Число работ было продумано заранее, однако художник едва уложился в сроки. Последнюю работу он дописывал за час до открытия. Почему месяца оказалось мало? Обратим внимание: предыдущие резиденты также отмечали, что такой промежуток времени дезориентирует.

76543

Однозначно, Саша Зайцев не впустую тратил время, ведь его основная задача – подружиться с городской средой, сформулировать и написать ее урбанистический портрет. Чем, в понимании автора, урбанистический портрет отличается от понятного нам пейзажа? Саша, будучи дипломированным дизайнером и преподавателем в архитектурно-строительном университете Самары, имеет весомый культурологический багаж и сам сформулировал термин «портрет места» для обозначения жанра своих работ. Помимо фотографического, объективного пейзажного изображения художник насыщает свои «портреты» субъективными смыслами: реакции обитателей пространства, ассоциации самого художника, позиция места в общегородской среде.

65790

По словам Саши, он пытается изобразить «портреты» абстрактно и завуалировано, однако каждый местный посетитель выставки смог прочесть знакомые образы сопок, мостов и хрущевок. На холстах изображены как привычные для художника пастельные, герметичные морские пейзажи, так диптих в не свойственной Саше темной и холодной цветовой гамме, совершенно удивившей зрителей.

89574

Тем, кто знаком с предыдущими работами художника, очевидно и непонятно стало введение в стандартные для автора геометрические формы активных текстурных элементов – заметных глазу хаотичных мазков кисти. То ли из-за нехватки времени на доработку серии, то ли из-за давно томящейся жажды развития во Владивостоке Саша решается на личный эксперимент, который можно оправдать местом: он показывает море живым, а не статичным, и даже передает грязь владивостокских шоссе после снегопада.

7564738

Возможно, на не свойственный автору итог работы повлиял сам формат резиденции, заключающийся в резком перемещении художника в непривычную для него среду, влечет за собой долгую адаптацию к месту и происходящим в нем процессам. Эта адаптация заняла настолько большой процент личного времени художника, что не оставила ему достаточно времени для погружения в свое внутреннее пространство и качественного завершения серии. Несмотря на принесенную в жертву форму, автор, при этом, остается верным своей концепции тотального погружения в среду.

836486