ЦЕЙТНОТ
Выставка ВШСИ в Старом дворике ГУМа

Если спросить у прохожего: «Где смотреть современное искусство во Владивостоке?», – скорее всего, он отправит вас в ЦСИ «Заря». Не единой «Зарей» живо искусство в городе. Оценивая не только прошлый, но и начало нынешнего года, наиболее активный поставщик молодого, актуального искусства – В.Ш.С.И. под руководством Яны Гапоненко.

Новые амбициозные творцы, готовые делиться тонким мироощущением в контексте собственного города, вновь собрались под одной крышей, чтобы напомнить о времени. Здесь я позволю себе процитировать социолога Вахштайна о восприятии времени молодыми людьми: «Вы, как и в компьютерной стратегической игре, должны принимать решения, а в случае неудачи пропускаете ход и теряете время. И я понял, почему двадцатилетние студенты так увлеченно работают над этой концепцией: они очень остро переживают чувство потери времени. Им не так важно, что именно они будут делать со своим временем (если они его выиграют, избегут пробок, очередей, заторов и проволочек) — но они боятся его потерять. Метафора игры в современном городе работает лучше, чем метафора «время как ресурс».

Действительно, современный художник, который рассматривает искусство не только как хобби и желание самовыразиться, а как основную сферу занятости, заработка, в нынешних условиях совершенно лишается ресурса времени. Отсюда и претензии: «Поверхностно, вторично, бессмысленно!». В защиту молодых: дорогие «критики», то же самое можно сказать и о вас, когда вы ставите себя в рамки профессиональной оценки, не являясь профессионалами. Ведь чтобы стать таковыми, вам тоже понадобятся годы обучения и визуальная грамотность. Не спешите ругать искусство, как и искать его в том, в чем вы не разбираетесь.
dscn7999

Вернемся к выставке «Цейтнот», которая прошла на чердаке Старого дворика ГУМа, где каждый присутствующий стал будто бы первооткрывателем. Удивительно, как здорово смотрятся объекты искусства в неприспособленных местах. Работы художников притаились во всех уголках обветшалой площадки, где время давно застыло.

Работы ребят по сравнению с весенними квартирниками прошлого года стали осмысленнее, в них не чувствуется спешки. Порадовало разнообразие выставочных форм, забота об атмосфере, окутывающей зрителя. Напряженная музыка и темное пространство чердака придало работам особый магнетизм.

Надо отметить, что художники первого набора школы, пережившие выставочную встряску прошлого года, чувствуют себя увереннее, чем новички. В их объектах уже читается собственный стиль, подача.

Тем не менее, работы новых учеников тоже дают повод для размышлений. Особенно хочу отметить высказывание Дениса Кулика, в котором каждый увидит знакомый шаблон «Благодарности». Визуально это еще не утонченно, не идеально, тем не менее идея интересная и пластичная.  
Со входа приковывает внимание работа Жени Макуковой, где воплотилась личная история художницы, посвятившей большую часть жизни игре на фортепиано. Девушка будто бы реабилитирует старый инструмент, примеряя на него процесс настройки звука. Концепция удачно перекликается с историей всего чердака, который, благодаря выставке, оживает на несколько дней. 

Однако не все ученики В.Ш.С.И. приняли участие в первой выставке этого года, поэтому весомую визуальную часть дополнили работы небезызвестного дуэта «Захар и Вася». Крупные, яркие, острые они контрастировали не только с самой площадкой, но и с остальным массивом работ. Все таки самодостаточность художников и непрямая зависимость от конкретной выставки ощущаются очень четко.

«Вы пришли на выставку в 16:10 и пробыли здесь 50 минут. Это почти час вашего времени. Получите билет. Вы можете оставить его на память или выкинуть», – отчеканила молодая девушка на выходе с чердака. Вот и материализовалось навязчивое «чувство времени».

Если снова о сравнениях, то основное отличие выставок ЦСИ «Заря» от выставок В.Ш.С.И. в масштабности. Масштабность финансирования, раскрученности имен художников и кураторов пространства «Зари» совершенно не сопоставимы с локальными работами ребят, только ступающих на путь искусства во Владивостоке. Да, пока это скромный набор работ, не всегда лучшие пространства, скорее полное несоответствие с обывательскими представлениями об искусстве, но, поверьте, здесь оно и зарождается, не взирая на кризисы. Относитесь позитивно к тому, что молодые художники, пусть еще неопытные, но уже формируют творческую повестку, обращают внимание на темы, близкие каждому из нас.

Любите и изучайте искусство, а как пойдут дела у В.Ш.С.И. – узнаем на квартирниках грядущей весной.