«На стыке сред»
Первая художественная выставка в Приморском океанариуме

Жители Владивостока продолжают пристально наблюдать за новостями из Приморского океанариума. В кои-то веке никто не умер, ничего не украли, и новость действительно позитивная. Ко Всемирному дню водно-болотных угодий в океанариуме открылась первая выставка. Изучить и преподнести художественными методами сложную экологическую тематику взялись ученики Владивостокской школы современного искусства. Задача поставлена глобальная: показать зрителю, как болота влияют на мировую экосистему. Получилось ли? Судите сами, но на мой взгляд материал для серьезного исследовательского проекта пока сырой, и его просто мало.

Важный абзац про пространство. Попадая в новый океанариум, забываешь все ужасы, которые регулярно пишут о нем СМИ. Все сделано и организовано на высшем уровне: невероятные архитектурные решения, интерактивные установки, бодрые экскурсии, карточки на нескольких языках, совсем не измученные, а очень даже симпатичные животные и рыбки живут в просторных, чистейших аквариумах. Проходя каждый зал «бесконечного» лабиринта, хочется громко сказать: «ВАУ!». Там реально круто.

Поскольку летом я побывала в Шанхайском океанариуме, то было с чем сравнить. Там стоимость входа не меньше нашего – 160 юаней (по курсу на лето 2016 – 1600 рублей). В интерактивных, архитектурных и других визуальных решениях наш океанариум идет наравне, а в чем-то даже побеждает. Проигрывает только «контент». Здесь вы не увидите больших хищников (что обычно так сильно впечатляет русского зрителя), пока нет представлений с дельфинами.

В целом океанариум оставляет сильные впечатления, что не идет на руку конкретной выставке. Пространство, предоставленное художникам, называется «галереей» и реально рассчитано под размещение художественных экспозиций. Но здесь они нужны не столько для восприятия сложных тем, сколько для решения интерьерных задач. На них могут смотреть уставшие от долгих походов зрители, присевшие на пуфики в виде больших камней, ими могут любоваться ожидающие начала представления у входа в дельфинарий. DSCN8357
Наиболее соответствующую для этой задачи работу «Околоводные птицы» сделала Марина Давидович. Визуально мягкая, приятная живопись рассказывает историю птиц (вероятно,  журавлей), привязанных к болотистым местностям в силу сложившихся особенностей вида.

Здорово выглядит работа Наташи Цымбал «Триграничье». Справа расположена картина, повторяющая фотодокументацию Владимира Дергачёва на общий вид границы России, Китая и Северной Кореи вдоль реки Туманной (Туманган). В правом верхнем углу кусочек озера «Хасан», которому в 1995 году присвоили статус водно-болотного угодья международного значения. Там гнездятся мигрирующие птицы и обитают редкие водоплавающие. В левой части виднеется железнодорожный мост «Дружба», перекинутый через реку. Надо отметить, что границы трех стран не раз оспаривались, в том числе из-за болотистой местности на российском берегу.
На второй части диптиха развёртка местности с выдержанным соотношением цветовой гаммы. Дальневосточный жест Марку Ротко. DSCN8351
Напротив расположился небольшой стенд Евгении Кокуриной. «Осушение» объединяет серию фотографий, повествующих, как родной посёлок художницы Южно-Морской застраивался на болотах в конце 80-х. Замечательная идея трансформации болотистой местности в совершенно новые условия для жизни человека. Но для меня оказалось сложным проследить цепочку изменений, как и понять суть с первого раза – то ли не хватило исторической справки к описанию, то ли нужно доработать логику распределения фотографий по стенду. DSCN8361
В контексте всего Приморского океанариума интересна идея Антона Пастухова «Обман зрения». Проходя мимо и не подумаешь, что это работа художника – скорее техническая коробка переключателей. Антон играет с посетителями, проверяя на внимательность, хотя выбор материалов не самый удачный, чтобы до конца одурачить зрителя. Тканевая коробка с соломой внутри, а выше наклейка в стиле тех, что есть рядом с каждым аквариумом. Так что же здесь: идея важности тактильных ощущений для понимания природы или саркастический намек на то, как в поиске развлечений мы изучаем новые места, а внутри оказывается одна «бесцветная солома»? Судя по описанию, художник выбирает первое. DSCN8364
Триптих «Бытие» Арины и Кости Максимовых выглядит одновременно неожиданно, мощно, привлекательно и пугающе. Вот вам показательная история: девочка лет семи подбежала и тихонько перекрестилась перед картинами. У любого взрослого уж точно должен возникнуть диссонанс в соотношении площадки океанариума как торжества научного мировосприятия и темы религии. В этом можно заподозрить издевку, а можно попытаться принять всерьез. 

Согласитесь, сложно представить, как бог создавал динозавров или тихоходку!

Денис Кулик представил полторы работы: инсталляцию с отсылкой к истории свечений на болотах и текст на «Доске нереализованных идей» (Евгении Макуковой), где нашел связь между болотом и блатными парнями. На мой взгляд, второе больше подходит глобальной тематике, хоть и не об экологии. Работая со словом, этот художник чувствует себя комфортно.

Что по итогу: вроде бы все «об одном», но крайне разрозненно. Площадка, как и часто бывает у В.Ш.С.И., оказалась очень сложной. На этот раз стены были чистыми, белыми, почти все работы подсвечены. Однако контекст океанариума не дает возможности глубокого погружения в работы и требует высокого качества исследования тематики. Это точно не место для шумных творческих тусовок, но специфическая новая площадка, за которой будет интересно наблюдать.