«Послание насекомых»
Экспериментальная выставка в Союзе художников

17.03.17 в Приморском отделении союза художников открылась выставка «Послание насекомых». Даже дате открытия кураторы приписывают магическое значение. Одновременно таинственный и понятный, хаотичный и логичный мир насекомых раскрывается в индивидуальных концепциях авторов. 

Известно, что насекомых на Земле гораздо больше, чем всех остальных существ. В чем секрет их «живучести»? А может быть, они такие же, как мы? Поклонники Виктора Пелевина сразу подумают об отсылке к роману «Жизнь насекомых», но главная книга этой выставки – «Сукувус» – совместная работа художников Василия Галактионова и Дмитрия Рыжова. «Будьте острожны!», – предупреждает масонский глаз на обложке. Тайна, недоступная с первого взгляда, обретает знакомые черты, как только читатель находит ключ. 

На удивление вернисаж собрал много художников и интересующихся искусством: от старой гвардии (почетных членов союза) до совсем юных ребят, для которых главная причина посещения – не выставка, а возможность влиться в круг понимающих современное искусство. А было ли оно? Исходя из сравнений с рядовыми выставками в «Союзе», форматы, представленные в «Послании насекомых», действительно радуют разнообразием. Большая часть работ – это все еще нетленная живопись и графика. Также присутствуют малые скульптурные формы, работа с цикличным механизмом, оригами, фотография, коллажи и даже прототипы насекомых из железного конструктора. 

Интересная и дерзкая выставка для «Союза», но не большой прорыв для города. Хаотичное собрание художников, неструктурированная развеска выявляют «кураторские затычки». Лишь часть представленных работ сделаны в тон и настроение конкретной выставки. От остальных остается ощущение «притянутости» к теме. 

Основное внимание зрителя несомненно привлекут работы художников с большим выставочным опытом, мастерским владением кистью и незаурядным погружением в идею поиска ответов о тайной жизни насекомых.

Невозможно оторвать взгляд от легкой, «порхающей» работы Вячеслава Скорюкова и Анастасии Слонь. Объемный птеродактиль и маленькие цветные бабочки, выполненные в технике оригами, нависают над зрителем как напоминание о смене эпох, форм эволюции, неизменности сочетания красоты и агрессии. 

Поражает филигранное исполнение изящных скульптур артемовского художника Игоря Щербакова, отсылающего к сюрреалистичным работам Дали. 

Самые спорные работы разместились в дальнем углу первого зала. Елена Полетаева представила на суд посетителей ироничную живопись, графический диптих, квадриптих из акварельных работ и объемное полотно, словно паутиной окутавшее всю стену. Лапки огромного паука в середине карты с очертаниями России за счет простейшего механизма дергают ниточки, на конце которых приделаны бабочки в технике оригами. Тем не менее работа не выглядит совершенной. Интересная идея с политической подоплекой сталкивается с небрежным визуальным исполнением и оставляет в ступоре. 

Веселые, ироничные, тонкие и мастерские, а где-то нарочито небрежные работы придутся по вкусу любому зрителю. Кураторами задан отличный вектор на развитие экспериментальной площадки как для опытных, так и совсем молодых художников. 

Обещают, что «Послание насекомых» прозвучит еще не раз, поэтому, кто заинтересовался, внимательно следите за новостями.