Выставка «Наблюдающий лес»
Кто на кого смотрит?

Художница из Японии Митико Цуда представила 18 марта на «Заре» персональную выставку.

Традиция и новаторство

«Японский гений находит себя в краткости». Слова, сказанные про хокку, идеально описывают подход Митико Цуды.

В Японии гениальной точностью отличается не только поэзия, но и работа с осязаемым пространством. Яркий пример в истории – сад камней в Рёан-дзи (где, с какой бы точки посетитель ни рассматривал сад, он видит лишь четырнадцать камней из пятнадцати). 

Митико Цуда сохраняет традицию лаконичности, делая при этом значительный шаг вперёд. В построении реального пространства она использует не только осязаемые материалы, но и такие невесомые категории как время, движение и проекции.

В рамках экспозиции

В ЦСИ “Заря” художница представила две работы:

1. «Yeu&Mo»(видео перформанс)
3
С помощью движения камеры и зеркал, Митико Цуда создаёт иллюзию «смешивания» разных людей в одно «нечто».

Название перформанса – произвольная перестановка букв в «Me&You» («Я и Ты»). Искажённая форма подчёркивает главную идею: проецируя себя в медиа, личности становятся «коллажем» из частей друг друга. Этим они обретают новые ипостаси, но теряют целостность.

2. «You would come back there to see me again the following day» («Ты бы вернулся туда, чтобы снова увидеть меня на следующий день»)

Передвигаясь по выставочному пространству, зритель попадает в трансляции с камер наблюдения и отражения зеркал. Среди висящих в воздухе рам, он видит самого себя то разделённого по разным плоскостям, то смотрящего себе же в затылок.

Выход за рамки

Работа Митико Цудо оставляет пространство для осмысления, позволяя выбрать любое истолкование. Вовлечённый в игру зритель взаимодействует с инсталляцией на индивидуальном, понятном ему уровне.

Пройдёмся по основным идеям, витающим в воздухе:

1. Селфи
Приходя на выставку в том числе ради фото, люди попадают в персональный рай. Количество зеркал и «я» зашкаливает. Казалось бы, самая примитивная трактовка – но именно она выносит экспозицию за её физические пределы, продолжая перформанс Цуды уже в реальных медиа, в соц. сетях.

2. Инженерная мысль и эстетика

Геометрия зала построена так, что рамы продолжают друг друга в отражениях. Как и в композиции сада камней, точность завораживает: следя за любой проекцией из любой точки, мы видим перекликающиеся «коридоры» и постоянное совпадение линий.

3. История искусства
Примечательно соседство зала Митико Цуды с залом русского кинетического искусства. Японская трактовка движения отсылает к «эффекту наблюдателя» в научном эксперименте: зритель сам влияет на экспозицию. Простые чёрные рамы визуально «передают привет» супрематическим работам Малевича (художник также представлен в зале «Вечного двигателя»), и, уже своим содержанием, выводят исследование кинетики на новые платформы.

4. Поиск себя
В «Наблюдающем лесу» можно и заблудиться. Экспозиция, раскидывая человека по экранам, поднимает темы самочувствия индивида в виртуальности и его автономности. И если ты вступаешь в медийное поле, ещё не обретя твёрдое «я», велик риск потерять себя под грузом тотального наблюдения (или собственных попыток быть чем-то иным).

5. Относительность времени
Дополнительный уровень восприятия показывает сама Митико Цудо:
9
- А на этом экране транслируется вчерашняя запись. Пространство то же, но ровно 24 часа назад. Если прийти сюда на следующий день в 21:14 (все смотрят на часы), то можно увидеть себя, смотрящих сейчас на часы, – улыбается художница.

В обновлённой реальности время можно зафиксировать, перезапустить. Мы знаем, что прошлое влияет на всё, что происходит в настоящем. У Митико Цуды это происходит наглядно: люди, ходившие по выставке вчера, продолжают создавать её здесь и сейчас в буквальном смысле.

И, что ещё глубже – даже покинув экспозицию, человек в ней остаётся.

Чёрное зеркало

Инсталляция «Наблюдающий лес», используя мотив отражений, перекликается с нашумевшим сериалом «Черное зеркало».

В эпоху информационных технологий Большой Брат уходит с поста наблюдателя. Теперь место единственного Всевидящего Ока занимают миллиарды камер смартфонов.

Но если «Чёрное зеркало» говорит о том, что человек превращается в органическую приставку к собственным гаджетам (смотря в экраны, мы видим искаженную версию себя, а виртуальное пространство наплывает на реальную жизнь и диктует свои условия), то Митико Цудо беспристрастна и безоценочна.

Она лишь показывает, что этот медиа-мир – отражение нас самих. И мы обращаемся к нему в поиске смысла, мы фиксируем себя, мы сомневаемся и размываемся, но мы и любуемся.

Человеческое не чуждо

Важно, что в пространстве выставки каждый (как и в социуме) находит своё место. Кто-то наблюдает со стороны, оставаясь вне поля зрения. Кто-то дурачится с приятелями. Кто-то осмысляет систему и старается использовать весь её потенциал.

Мы выбрали позицию наблюдателя и проследили, как реагировали посетители.

Последовали ожидаемые потоки фото, эмоции удивления, исследование пространства на предмет «а если просунуть руку, а если встать вот так». Те, кто настороженно относится к меняющемуся миру, сравнивали «Наблюдающий лес» с той самой «бездной, которая смотрит в тебя, пока ты смотришь в неё». Пытливые умы обсуждали бесконечные возможности наложений и проекций для творчества.

Ценно отметить: люди массово знакомились, делали групповые селфи с теми, кого видели впервые в жизни. В мире отражений заговорить с незнакомцем оказалось проще – совсем как в соц. сетях.

12

Чистое искусство

Успех Митико Цуды – в отсутствии назиданий. Она не демонстрирует месседж, а вовлекает в него. Поэтому у каждого на выходе из зазеркалья складывается своё мнение об увиденном.

Работа по-настоящему впечатляет тем, что каждая возможная трактовка – это новое отражение. Но если материальная выставка отражает каждому – его материальное тело, то понимание человеком идей – это отражение индивидуального мировоззрения.

___________________
Митико Цудо родилась в 1980 году, живёт и работает в Канагаве и Токио. Имеет инженерное образование и степень доктора философии наук по специальности «Новые медиа» (Токийский Национальный Университет Искусств). Схемы расположения зеркал и камер, представленных в инсталляции, можно найти на её сайте.

Персональная выставка Митико Цуды продлится в центре современного искусства «Заря» до 9 апреля.