«Сигналы» Андрея Дмитренко
Выставка о местных для местных

Мастер микса тонких линий и грубых материалов Андрей Дмитренко представил отчетную выставку в арт-резиденции «ЗАРЯ». Напомню, что главный принцип отбора участников – попытка сделать проект, нацеленный на исследование Владивостока и Дальневосточного региона. За два полных года «ЗАРЯ» приняла огромное количество как российских художников, так и иностранцев. Однако, Андрей всего лишь второй участник резиденции, который родился и живет во Владивостоке.   

DSCN8688

Родной город всегда будет занимать особое место в душе художника, тем более если он очень молод и страстно влюблен в дикое море, бесконечные сопки и чувство свободы, но вынужден (пока мысленно) поддаться веянию «западного дрейфа». Давно не секрет, что Владивосток представляет для западной России огромную ресурсную базу, где люди напитываются знаниями и опытом до 25 лет, а затем срываются покорять Москву, к большим деньгам, славе и возможностям. Типичный сценарий таков: уезжают из Владивостока навсегда, а приезжают – временно.  

DSCN8695

На этот раз подача исследовательского материала скорее исключение для Андрея, чем типичный штрих. В попытках найти ответы на собственные внутренние сомнения, художник обращается к друзьям и родственникам, точно так же ищущим ответы в поиске себя и своего будущего. Шесть интервью типичных представителей молодежи, родившихся в промежутке с 1988 по 1994 годы, отображают абсолютно точный срез из набора мыслей, чувств и чемоданного настроения местных ребят – куда они мчатся, и что их останавливает. 

DSCN8700

Можно было бы провести параллели с работами известного художника Юрия Альберта, но не тот случай. Андрей выбрал непривычный для себя метод репрезентации идей путем добавления текста в гравюры, смягчив прямое послание и сохранив загадку с помощью зеркального расположения букв справа налево. Таким образом зритель не противопоставляет себя работе, а находится с ней в единой визуальной и смысловой плоскостях. Превалирующий серый цвет дает ощущение сырости, тумана, повседневности и безвременья. Удачное дополнение к атмосфере – спокойный голос художника, доносящийся из колонок. Словно мантру он повторяет короткие цитаты из интервью участников исследования. Частые повторы въедаются в подкорку так, что незаметно начинаешь предугадывать следующее слово и вторить: «Я здесь. Здесь мой дом. Здесь мои друзья и близкие. Я хочу уехать».   

В середине общей экспозиции расположены свернутые в «трубы» куски металла, частично обтянутые тонкой бичевкой. Похожие на трубы торговых судов, большие и маленькие, старые и новые, они мчатся бесконечным потоком на запад, чтобы вернуться снова. Не хватает только привычного звука гудка, оповещающего о прибытии «путешественника» в порт. Приглянувшись к тем, что поменьше, замечаешь стиль художника: создать ощущение загадки, но оставить ключ. 

Несмотря на общее настроение светлой грусти, сопровождающей выставку, хочется, чтобы Андрей продолжал расширять масштаб исследования города в этой тематике и находил не только мучительные вопросы, но и позитивные решения. 

Подытожу отзыв цитатой из песни владивостокской группы Эглайне: «Самый лучший день для бега на Запад. Самый лучший день для бега назад».