Выставка «Советский дизайн 1950-1980»
Раскрываем тайну неваляшки и «молочных пирамидок»

В ЦСИ «ЗАРЯ» до 17 сентября идёт выставка Московского музея дизайна  «Советский дизайн 1950-1980».

Что есть?

Советские игрушки, этикетки, бытовые предметы, пылесос «Сатурн», фоторужьё «Фотоснайпер» и многое другое.

Выигрышное решение – абсолютно нейтральный фон. Стены выкрашены в серый и белый цвета, мелкие предметы стоят на стендах в стеклянных кубах. Такой ход даёт оценить сам дизайн, а не воспоминания о «тёплом», «ковровом» Союзе. Хочется даже шутить про «сферического коня в вакууме»: настолько всё изолированно от контекста. Плюс, благодаря лёгкой подаче, свежий взгляд уловит влияние модернизма и авангарда на всю советскую жизнь – даже её прикладную, бытовую часть.

К каждому разделу есть видео-интервью с разработчиками (кстати, если их не игнорировать, можно узнать много интересного: к примеру, о том, что советская камера упала с Эйфелевой башни, и продолжила работать после удара).

Кто здесь?

Кураторы трудились над выставкой четыре года. Экспонаты искали у советских дизайнеров и их родных, среди горожан, по всемирной сети. Многие вещи пришли случайно – например, одна бабушка отдала музею все билеты с Олимпиады-80.

Искали не только предметы, но и незаслуженно забытых авторов их внешнего вида. В США, для сравнения, принято знать своих героев: Фрэнк Робинсон, отец логотипа кока-колы, довольно известен. В СССР же разработки подписывали «Художественное бюро №1, 2, 3…». И найти людей, стоявших за формальными данными, стало «квестом» для музея. В каких-то случаях это удалось, в каких-то – нет.

Чем огорчили?

К сожалению, почти вся эта информация остаётся за кадром. Узнать её (в общих чертах) можно лишь у экскурсоводов. В описании часто указан только приблизительный год и принадлежность к коллекции. Нейтральность выставки искренне подкупает. Но, оставив за ней минимум зацепок, посетителям показывают слишком «гладкий» материал, не сопровождая конкретные вещи каталогом либо дополнительными инфо-стендами.

Для примера – треугольная упаковка от молока. Табличка кратко сообщает: «Упаковка для молочной продукции (молоко, кефир) 1960-е–1990-е». В то время как история создания у неё интереснейшая: это копирка с первой разработки фирмы «Tetra pack». Шведы стали выпускать её в 1952 году и прекратили в 1959-м из-за неудобства транспортировки. Причём, именно в 1959 году в СССР «молочную пирамидку» выпустили впервые.

В экскурсии рассказывают: «Игрушки в СССР – не просто пупсы, а куклы определенных профессий. Всё делалось для будущего самоопределения ребёнка. То же и с конструкторами: играя, к примеру, с набором «юный архитектор»,  дети развивали мышление и создавали что-то новое. Даже привычная неваляшка содержит глубокую концепцию…».

94569c9257

Но какую именно – зритель уже не узнает. Неваляшка остаётся без биографии, т.к. в один рассказ всего не уместишь. Хотя жизнеописание нашей «Маши» (так зовут самую большую неваляшку на заводе в городе Котовск, родине этих кукол) тоже занимательно.

Прототипом её стали японские куклы Дорумы. Японцы делали куколок без рук и ног в честь монаха Бодхидхармы, потерявшего конечности, и клали в пустую полость грузило, чтобы стойкая кукла никогда не падала. Их стали завозить в Россию в 19 веке, мастера приноровили идею к «ваньке-встаньке», и уже в 1959 году СССР запустил производство классической красной неваляшки. Неунывающая кукла «советского» цвета стала хитом. Кстати, “Маша” – это её настоящее имя, прописанное в паспорте. Работники завода рассказывают, что у всех кукол есть личные имена. Самая маленькая — Варенька, потом идет Анюта, затем Лиза.

Чем порадовали?

Московский Музей Дизайна проделал немыслимую работу. Не имея постоянного помещения, работники умудрились собрать обширнейшую коллекцию, которая теперь путешествует по миру от музея к музею (кстати, неунывающие основатели сделали мобильность особенностью музея: у них оборудован выставочный мультимедийный автобус, где проходят лекции, показы и небольшие экспозиции).

Выставка дизайна побывала в московском «Манеже» (2012г.) и в Роттердамском выставочном зале «Кунтсхал Роттердам» (2015г.). В Нидерландах она произвела фурор: 120 тысяч посетителей (что для голландцев – высокий показатель). О причинах успеха рассказала куратор выставки Александра Санькова: «В советском дизайне была устойчивость, к которой сейчас все так стремятся. При своей, может быть, брутальности, кондовости и сермяжности, при отсутствии в стране специального производства, они были долговечными, честными по форме, что-ли. И это очень созвучно северным народам».

Созвучность европейцам, кстати, спасла проект Юрия Случевского – модульную мебель. Если бы не случайность, СССР не увидел бы «те самые» советские стеллажи для «хрущёвок».

(История такова: Случевский сделал к международной выставке модульную мебель из фанеры. Возможность по-разному её собрать идеально подходила невысоким потолкам и маленьким кухням новых квартир. Но руководство возмутилось, посчитав идею ерундой – и мебель вынесли на газон. По счастливой случайности мимо шла другая делегация партийных деятелей, которые, увидев её, сказали: «Мы только что приехали из Финляндии, там это очень популярно! Как такая замечательная мебель может лежать на траве?». Образцы занесли обратно, а Юрия Случевского назначили директором института.)

 

Кстати, кому не сильно интересно рассматривать предметы и мебель, могут порадоваться киноафишам и плакатам Мирона Лукъянова, коих на выставке в изобилии.

После Владивостока «Советский дизайн 1950-1980» отправится в Музей искусства и дизайна «Атомиум» (Брюссель, Бельгия) в 2018 году.

*фото обложки и неваляшки взяты из свободного доступа в сети