Первому игроку приготовиться! Оммаж вступает в игру
Цитирование в массовом кинематографе: эксплуатация ностальгии или спасительная преемственность?

В апреле 2018 года в российском кинопрокате вышел фильм Стивена Спилберга о фантастической вселенной компьютерной игры OASIS и приключениях в ней парня по имени Уэйд. Наполненная множеством отсылок не только к прошлым фильмам Спилберга, но и к ключевым продуктам медиаиндустрии с начала 90-х, эта кинолента стала большим неоновым оммажем на массовую культуру последних 40 лет. И хотя «Первому игроку приготовиться», как любой голливудский опус, подкупает своей масштабностью и ностальгическим прорывом, такие «дикие коктейли» из пасхальных яиц уже знакомы зрителю, пусть и не в столь откровенной форме.

Прием оммажа – в медиаискусстве явление частое. Строго говоря, это жест подражания творчеству другого художника, выраженный технически или идейно. Постмодернизм подарил зрителю ряд элегантных реверансов в сторону образцов фундаментального искусства. И пусть они были критическими и с намерением перекроить классическую школу – отсылки так или иначе приводят к преемственности и архивации, препятствуя забытью. В какой бы форме ни существовало цитирование в кино или фотографии, оно вызывает интерес: одни видят в оммаже неприкрытый плагиат, другие полагают, что заимствование – неотъемлемый элемент связи культурных поколений, формирующий социальную стабильность.

Пример визуального цитирования Ларса фон Триера на фильм Андрея Тарковского. Источник: kinopoisk.ru

 

Явление оммажа связано с нашим подсознательным стремлением к подражанию. Сотни лет живопись развивалась за счет миметической интенции, а сменившая ее фотография до сих пор стремится копировать и фиксировать реальность. Подражая прошлому, художник приобщается к истории визуальной культуры, обретая в ней свое место рядом с вдохновившим его объектом. Пребывая в постоянном желании связать элементы окружающего его мира в единую систему, автор формирует особое представление о происходящем, часто построенное на отсылках и цитатах, и репрезентирует его зрителю. Оммаж помогает выстроить объемное видение мира, расширяя нашу оптику, и дает карт-бланш на ностальгию – возможно поэтому он так популярен в мире искусства.

Фото из серии Сандро Миллера “Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии”. Источник: lumiere.ru

 

И литература, и музыка в различные моменты своей истории прибегали к этому приему. Но именно массовый кинематограф возвел оммаж на новый уровень. Эпоха потребления подарила необъятное количество визуального материала из прошлого века. Прогремел золотой век Голливуда, комиксы перевернули понимание популярной литературы, а игровая индустрия обросла нарративным и графическим объемом. Обращаться к идеям прошлого через переосмысление легендарных проектов заставляет стагнация концептов и кризис «нового». Оммаж стал не просто приемом, а самостоятельным фирменным продуктом медиаиндустрии, дав возможность не только взглянуть на старые сюжеты по-новому, но и предаться ностальгии. Умелая манипуляция теплыми воспоминаниями зрителя приводит к полным кинозалам, росту рейтингов кинолент и цен на билеты в кино. 

Типичные сюжетные и стилистические мотивы на обложках как пример оммажа в комиксах. Источник: ruscomix.deviantart.com

 

Оммаж не только выходит за рамки простого стилистического копирования, привнося разнообразие в контент и давая возможность по-другому взглянуть на сюжеты из прошлого, но и в некоторой степени связывает окружающие нас элементы жизни воедино, создавая одну большую мультивселенную, в которой потребитель века высоких технологий хранит свои воспоминания. Возможно, наблюдая нескончаемое перерождение персонажей, сформировавших наше представление о мире, мы и правда имеем возможность переосмыслить себя, свое прошлое и настоящее.

Вспомним некоторые кинокартины, с трепетом воссоздавшие атмосферу детства или отдавшие дань целым эпохам массовой культуры.

 

Ральф (2012 год, режиссёр Рич Мур)

Кадр из фильма “Ральф”. Источник: kinopoisk.ru

 

Анимационный фильм, повествующий о жизни неуклюжего громилы Ральфа в мире пиксельной графики игровых автоматов, хоть и не переполнен прямыми отсылками, но аккуратно и дотошно воссоздает атмосферу, знакомую каждому, кто держал в руках приставку Atari или Dendy. Для картины было создано около 180 уникальных персонажей, пришедших из культуры 70-х и 80-х. Сюжет грамотно обыграл особенности жизни в двухмерном пространстве за стеклом. Окутав зрителя мягким полотном ностальгии, создатели смогли ответить на глубинный вопрос из далекого детства: а что происходит с героем, когда заканчивается игра?

 

Лего фильм: Бэтмен (2017 год, режиссёр Крис МакКей)

Кадр из фильма “Лего фильм: Бэтмен”. Источник: kinopoisk.ru

 

Невозможно не упомянуть очаровательную пародию на супергеройские фильмы, воссозданную через вселенную маленьких желтых кубиков. И тем этот фильм с элементами stop-motion анимации привлекателен, что связывает зрителя с детской забавой строительства из мелких деталей своего собственного мира. Взяв за основу успешную идею, неоднократно завоевавшую любовь зрителей, создатели смешали её с другой популярной темой, без которой не обойдётся ни одно собрание гиков – с комиксами. Итоговый продукт оттенили остроумными шутками, получив фильм, высмеивающий сам себя и одновременно признающийся в любви супергеройской культуре.

 

Ла-Ла Ленд (2016 год, режиссёр Дэмьен Шазелл)

Кадр из фильма “Ла-Ла Ленд”. Источник: kinopoisk.ru

 

Фаворит Оскара в 2017 году, несмотря на всеобщее признание критиками, не стал любимцем каждого зрителя. Нашлись те, кто не проникся историей любви, приемом мюзикла или пожаловался на отсутствие счастливой концовки. Но вкрапления недовольных комментариев не смогли заглушить громкое общественное признание мастерства режиссёра. Дэмьен умудрился сконцентрировать самые яркие и выдающиеся элементы классического мюзикла от Фабрики Грёз и аккуратно высадил его на почву повседневности. Зрителя этого фильма постоянно преследует ощущение легкого обмана, будто бы его кидают из прошлого в настоящее и наоборот. Порой лишь наличие мобильных телефонов у героев возвращает нас в реальность, но яркие платья и шляпы тут же переносят нас в «винтажную» эпоху. Создатели фильма отдали дань безмятежному миру мюзикла золотого века Голливуда, лишь слегка опылив его правдой жизни.

 

Да здравствует Цезарь! (2016 год,  режиссёры Братья Коэн)

Кадр из фильма “Да здравствует Цезарь!”. Источник: kinopoisk.ru

 

Еще одна картина, признающаяся в любви классическому Голливуду. В этот раз эта любовь разбавлена долей черного юмора и общественно-политической сатирой. Братья Коэн распотрошили Фабрику Грёз, изрядно поглумившись над капризными актрисами, хитрыми продюсерами и предприимчивыми коммунистами. Критики отметили некоторую сумбурность сценария, но громогласно признали, что вся постановка говорит не просто о кропотливой работе, а о настоящей фанатичности создателей. В персонажах можно увидеть отсылки ко многим звёздам 1920-х и 1930-х, а в событиях широко раскрывается исторический контекст. Зрителю остаётся только восхищаться очаровательным абсурдом, обрамленным в декорации лучшего времени американской киноиндустрии.

 

Очень странные дела (2016-по настоящее время, создатели Братья Даффер)

Кадр из сериала “Очень странные дела”. Источник: kinopoisk.ru

 

Феномен сериала Братьев Даффер не знаком, пожалуй, только ленивому. Дикое смешение ярких элементов культуры 80-х, остросюжетное повествование, обаяние актеров-детей притянули к экранам миллионы зрителей. Фанаты насчитали сотни визуальных упоминаний и цитат. И с каждой новой серией список растет. Многие охарактеризовали особенность сериала тем, что отсылки в нем не теряются в сюжете, прозвучав лишь однажды. Они являются его непосредственным ядром, формируя мир, который одновременно знаком и нов для зрителя. Создатели окунулись в процесс с головой, уделив внимание каждой детали – от музыки до шрифта в титрах. Сериал стал отсылкой не просто к культуре 80-х, но и к детству каждого, кто осмеливался фантазировать о потусторонних мирах.

Автор: Светлана Богдановская