Проект Саши Курмаза
Почему правоохранительные органы пришли на финальную презентацию первого резидента «ЗАРИ»?

Стоит ли обычного русского человека, пусть даже не из глубинки, убеждать в том, что искусство существует вне политики? Саша Курмаз, больше известный как уличный художник под псевдонимом Гомер, пытался это делать на протяжении целого месяца в арт-резиденции Заря. Но, как и первая его лекция, финальная обросла дискуссиями и спорами между гостями и автором, а иногда и гостями друг с другом. Но обо всем по порядку.

В последние дни года россияне все-таки нехотя признались, что на дворе кризис. Только ленивый пользователь еще не залез помедитировать на «Русский дзен» и не обвинил во всем Украину и Крым хотя бы в комментариях соцсетей. А тут, как нельзя кстати, внезапное совпадение (или нет?): на Зарю привезли первого резидента прямиком из Киева. Да не просто какого-то художника, а весьма даже провокационного, обещающего выступить с лекциями об «опыте Майдана».

Саша Курмаз украинский уличный художник, работающий с фото и графикой, участник множества групповых выставок, в том числе, имеет за плечами две персональные в Варшаве и Польше. Работы Саши и правда весьма провокационны, но зато по-настоящему искренны и отчаянно документально-реалистичны. Он не показывает чего-то постановочно наигранного или чрезмерно прекрасного, как от него хотели (и даже с возмущением требовали) некоторые местные зрители. Он показывает то Как видит и то Что видит.

Финальный проект был заключен в коробку. Обычную такую, икеевскую простую, но от того не менее ценную, картонную коробку. Почти как индивидуальный подарочный набор, который нужно было открыть и удивиться. В наполнение вошли: постер с видами «такого родного» Владивостока глазами Саши, набор открыток с местными заборными граффити и cd-диск с видео городских пейзажей, которые художник исследует собственным «методом тыка». С последним история самая интересная: Саша обошел примечательные на его взгляд ландшафты района Второй речки, и, фиксируя себя со стороны на видео, пытался чувственно-интуитивно во время движения по узловым точкам изобразить пространство одной лишь карандашной линией.

 Презентация проекта состоялась в ЦРМ, с фуршетом и немногочисленными зрителями, которых визуально сразу можно было поделить на две категории: молодых, тех, кому за 40. Последние в своих дискуссиях были самыми активными. Так, мужчина в полушубке на протяжении получаса требовал от автора «позитивного искусства», то и дело раскладывал на столе фотографии запечатленных Сашей граффити с изображением мужского полового органа и требовал пояснений. Спокойные ответы и разъяснения автора, что это лишь документирование действительности, никак не были услышаны и настойчивый раскрасневшийся от вина гражданин, который пришел по его утверждению духовно обогатиться и просветиться, продолжал требовать прекрасных видов города.

ygrWQZm7dM4

Немало удивило присутствие на презентации двух мужчин из правоохранительных органов, которые задержались позже всех и начали видеохронику, сопровождаемую методичными расспросами о том, что все-таки этим всем хотел сказать автор. Видимо промелькнувшее в СМИ название лекции с привязкой к Майдану всколыхнуло не только местную общественность, но и дядечек майоров. Тем не менее, мужчины проявляли живой интерес и в отличие от гражданина в полушубке не высказывали своего отношения к работам автора, а только яро влились в обсуждение политической ситуации (куда ж без этого!). Кстати, последнюю лекцию Саша отменил самолично: слишком уж перечитал «гостеприимных» политически-агрессивно настроенных комментариев в соцсетях с угрозами отрезать голову киевскому художнику. После его пересказов открытых угроз, стыд за «теплый прием» соотечественников усиливался еще и в связи с реакцией самого художника на это. Саша отличается невероятной добротой, открытостью и невозмутимым спокойствием к любым агрессорам. Всеми силами он пытался одинаково вежливо и дипломатично найти контакт с любым из своих зрителей. Жаль только, что большинство еще совершенно закрыто для восприятия современного искусства, нового знания и всем своим поведением почему-то нарочито желают это показать.