Игорь Щербаков
Откуда берутся идеи, чем опасен плагиат и какие картины актуальны сегодня

Идеи можно черпать из слов и всего происходящего вокруг.

Например, смотришь на коробку, а на ней маркировочные знаки. Рисуешь эту коробку, но приукрашивая детали. Допустим, в ней есть дверь из которой выходят люди: один с зонтиком, другой с бокалом, третий с градусником и т.д.
В общем, включайте воображение. Возьмите ватман и экспериментируйте. Попробуйте нарисовать море не таким, как мы привыкли его воспринимать. Краску можно не смешивать, а наносить слоями. За счёт своей плотности она постепенно начнёт растекаться, получится пятнистое море. А на заднем плане пускай плавает блестящая банка, форму которой можно обыграть в виде корабля.

44

Изображайте сны.

Мне очень нравится астрономия, и, видимо, это увлечение повлияло на сон, который наяву стал интересной картиной. Мне приснилось перепаханное поле. На переднем плане стояла женщина с мешками картошки. А над ней возвышалась гигантская сфера, вокруг которой вращалось ржавое железо, словно кольца Сатурна.

Вдохновение приходит с музыкой.

Все свои инсталляции я делаю под тяжелую музыку, но не под ту, что сейчас производят, а матёрых мастеров старого поколения. Гребенщикова часто включаю, например. Такая музыка даёт жизненную энергию, подбадривает. Конечно, иногда вдохновение покидает и приходится искать новые источники.

Откуда берётся сюжет.

Просто менял дома розетку, а родилась картина «Под напряжением». Нарисована квадратная розетка, в углу дырка, оттуда торчит 2 оголенных провода: синий и белый. Чтобы заполнить фон, я нарисовал фотографию на кнопках. Обычно у людей такое есть — над розеткой прибить гвоздь, чтобы повесить туда ключи или календарик. Для реалистичности добавил эффект обсыпанный штукатурки.
«Добро пожаловать» тоже родилась спонтанно. Просто увидел пальто в прихожей и решил, что можно сделать интересную работу.

DSCF0036_1

Как-то смотрел фильм ВВС о растении, которое в народе называют «перекати поле». Это сухое дерево шарообразной формы, которое ветер гоняет по пустыне. На самом деле оно живое и ищет влагу, чтобы вновь прорасти. А почему бы не предположить, что прорастать могут любые предметы: деревянные стулья, ложки, музыкальные инструменты? Так родился пейзаж с кораблём. Он стоит в солёном море, и древесина начинает оживать. Через палубу прорастают толстые ветки, образуется основание корневой системы. Эта идея о том, что изделие из любого материала может вернуться в первоначальный вид.

Усложняйте задачи.

Допустим, как нарисовать звук? Это ведь нечто нематериальное и для каждого будет выглядеть по-разному. Но тебе, как художнику, нужно подать это так, чтобы зритель понял идею. Я бы нарисовал динамик и человека, сидящего рядом, который наслаждается музыкой. Подумайте, как написать эмоцию или запах?
Изучайте разные техники и работайте с кистями. Я наблюдаю, что многие картины в последнее время написаны мастихином. Что хорошего в том, что краска стихийно вылетает из под железяки? Куда ушли кисти? Я всегда сравниваю: или напечатать письмо на машинке или пером написать от руки. Человек, который получит письмо печатное, подумает: «Ну всего лишь распечатка» — и вряд ли станет долго хранить. Другое дело — письмо ручной работы. Там, например, человек с ошибками написал или нарисовал что-то. В тексте появляется душа. Такое письмо будет долгие годы храниться.
Так что не забывайте о кистях.

Не старайтесь быть понятными.

Я думаю, что каждый всё равно будет искать в картине свой смысл. Главное, быть понятным и честным перед самим собой.
Иногда бывает, что серьёзные художники, выставлявшиеся с сильными работами, вдруг начинают делать что-то простое, даже неряшливое. Я называю такое «детский лепет». Например, посмотрите работу маститого сюрреалиста Макса Эрнста «Встреча друзей». Складывается ощущение, что ему было лень рисовать. Идея неплохая, но исполнение слабое.

rdvdesamis033-o16kr

Не люблю людей, которые воруют идеи.

У Рене Магритта есть картина «Красная модель» 1937 года, где изображены ноги в виде башмаков со шнурками. Случайно наткнулся на каталог, где напечатана эта картина, а под ней фамилия молодой неизвестной девочки, которая просто своровала идею, добавив штрихи другого стиля. Но ведь это не её идея, она не имела права так грубо с ней обращаться и тем более воровать! Будьте оригинальны, придумывайте своё.
Поэтому я стараюсь не смотреть много чужих картин, чтобы потом в моих работах не проявилась форма или линия, которую я просто не могу выбросить из головы.
Среди местных художников тоже замечал воровство. У Черкасова была картина с изображенным на ней арбузом и башмаком. Этот же башмак и арбуз потом промелькнул у Помазенко. Не знаю, кто у кого украл.

1

Во Владивостокских художниках не нахожу ничего интересного.

Если бы я увидел мастерски выполненную работу и понял, что мне такое создать не под силу, тогда бы я сказал: «Да, все-таки есть у нас хорошие художники», но пока таких не наблюдаю.
Бывает, что картина серьезная, но одна деталь портит всё впечатление. Например, на выставке Захара и Васи я увидел холст с изображением девочки и жирафа. Интересная картина, но пятнышки на жирафе явно лишние. Если бы их не было, а ребята просто нарисовали бы реалистичного маленького жирафика, то получилась бы хорошая работа.

R6qgiL82wrs

Пейзажи сейчас мало кому интересны.

Здесь ещё всё зависит от техники. Если художник рисует пейзажи не хуже, чем Шишкин, то это одно, а так… Я думаю, стоит делать что-то неожиданное. Когда, например, в том же Шишкинском лесу вдруг появляется стеклянный куб, грани которого преломляют изображение. Получится отличная головоломка.