Художник Александр Зайцев
Владивосток - многоуровневое пространство, заставляющее постоянно двигаться

Первым резидентом ЦСИ «Заря» в 2016 году стал молодой художник из Самары – Александр Зайцев. Прожив во Владивостоке весь январь, художник успел не только подготовить персональную выставку, но и поделиться с редакцией NEST впечатлениями о городе.  

Одним из главных образующих элементов твоей выставки является архитектурно – пространственное измерение. Откуда такой интерес и любовь именно к архитектуре?

Я учился в архитектурно-строительном институте на факультете дизайна. Интерес пришел, когда я стал немного разбираться в истории искусства, в том какие бывают стили. Я стал понимать насколько сильно пространство, в котором ты находишься, влияет на человека. Пространство – элемент воздействия на человека. Ты попадаешь в среду, и начинаешь с ней взаимодействовать. Мне показалось это очень интересным.

Одно из моих любимых направлений в архитектуре – советский модернизм. Этот стиль очень ярко отражает эпоху, у него есть лицо.

Еще я люблю индустриальную красоту, красоту промышленных районов. Производства, временные постройки, мастерские – в этом есть определенная эстетика. Я работал год в столярной мастерской, она находилась за городом, и мне доставляло большое удовольствие ходить туда пешком.

Как ты пришел к совмещению в своем творчестве архитектуры и живописи. В какой момент они у тебя соединились?

Опять же благодаря учебе. За год до поступления я начал готовиться, ходил на курсы. Только тогда стал более-менее понимать что-то в искусстве.

В тот момент мне очень нравился супрематизм. Я рисовал разные композиции, пытался его понять, меня это очень увлекло. И в какой-то момент я нарисовал супрематическую азбуку, состоящую из базовых композиционных элементов. Я понял, что супрематизм растворился в повседневности, перейдя в обыденную реальность. Все эти формы присутствуют везде, и я стал замечать его проявления в среде. Едешь на эскалаторе и видишь, что это группа прямоугольников, или, например, решетки – это группа прямых линий на фоне большого пятна. В какой-то момент я просто решил построить из этих элементов пейзаж,  и мне понравился такой метод. Тогда это был хороший способ сохранить память о месте, которое мне приглянулось.

Поначалу это было в основном связано с эмоциональными моментами, а потом я стал фиксировать особенности, характерные для того или иного места, перерабатывать их и создавать портреты ландшафтов.

Одна из причин, почему я сюда приехал, это возможность сконцентрироваться на каком-то одном конкретном месте. Я думал уделить все внимание только городу, но у меня не получилось полностью отделить его от общего пространства, от природы.

1guyTP99HVo

Расскажи, каким ты увидел Владивосток.

Первое что я заметил это многоуровневость пространства. Здесь есть куда двигаться и по горизонтали, и по вертикали. Ты можешь карабкаться вверх и ползти вниз. Пойти направо или налево, сразу в разные стороны. Это усложняет пространство.

Еще мне здесь очень понравился свет. Полуденный свет в сочетании с ландшафтом, с поднимающимися и сползающими по сопкам домами. Это очень похоже на картины Брейгеля старшего. Только в современном варианте.

У меня есть любимая сопка в районе Зари. С нее открывается панорама на городской пейзаж. В этом пейзаже постройки разного времени: хрущевки, здания 90-х годов, современные высотки. Эти дома отражают нас такими, какие мы есть, наше время. Вместе с тем это квадратики, прямоугольники разных размеров, стоящие в определенном порядке.

Еще движение. Город постоянно заставляет двигаться, куда-то ехать.

Ну и конечно люди. Без них пространство пусто. Пространство формирует людей, люди формируют пространство. Здесь мне посчастливилось встретить хороших людей. 

kFpsMpkMK2s

Ты заботишься о том, чтобы твое фигуративное, абстрактное искусство эмоционально воздействовало на зрителя?

Я вкладываю эмоциональное наполнение, но, скорее, как код, через форму. Со зрителем я не хочу говорить об этом напрямую. Я хочу как-то завуалировать это эмоциональное наполнение, не показывать его открыто, конкретно. Зрителю я предлагаю образ, определенный паттерн, который бы эмоционально воздействовал на него через выразительность живописи, а не через конкретную историю. При этом с каждой моей работой связано определенное эмоциональное впечатление, но я не ставлю своей целью, чтобы его разгадали, даже наоборот, я хочу сохранить в картине интимность. 

 

                                                 Александр Зайцев

аолрыв58749

Персональные выставки 

«№15» галерея «XI комнат» (2010 г);
«Случаи», площадка молодого искусства «Старт», Москва, Россия 2013 г.
«Старое/Новое», галерея «Stuttgarter Kunstverein», Штутгарт, Германия 2013 г.

Групповые выставки
«Стой! Кто идет?» московская биеннале молодого искусства, 2010 г.
«Искусство против географии», Пермский музей современного искусства PERMM, Пермь, Россия 2013 г.
«В преддверии рая», центр современного искусства «Сокол», Москва Россия 2013 г.
«Ширяевское Биеннале», село Ширяево, Самарская обл., Россия 2013 г.
«Точка соприкосновения» выставка в рамках резиденции фонда «Владимир Смирнов и Константин Сорокин», Москва, Россия 2015 г.

 

В материале использованы фотографии с личной странички 
Александра Зайцева