Pill Couple
Интервью с Никитой Кацманом и Артемом Куликовым

Артем, ты ведь занимался музыкой ещё до того, как стал играть с Никитой. Расскажи, как это было раньше?
Никита: Говори честно, я не обижусь.
Артем: Да я, собственно, никогда особо и не занимался музыкой до проекта HolyHoly (Ex. Pill Couple – прим. автора). Я только начинал заниматься электроникой, скинул Никите пару песенок, ну и началось. 

Участие Никиты в Pill Couple позволило раскрыться твоим идеям, или, может, он увел все в другое русло?
Артем: Не было такого, что Никита пришел, и все пошло не так. Проект был изначально из двух человек, поэтому нет «до» и «после».
Никита: Это Коля потом пришел (Николай Овсянников, свободный художник, музыкант. -Прим. автора). 
Артем: Да, потом Коля пришел, и все пошло не так. (Смеемся)
Хотя мы приносили идеи наравне, я думаю.

Никита, ты автор всех стихов?
Никита: Да, но я всегда советуюсь с Артемом.

Ты всегда выражаешь что-то определенное для себя, или иногда эмоция размывается в абстракцию? И что, по-твоему, сильней действует на слушателя: абстракция или что-то конкретное?
Никита: За последнее время я пришел к тому, что должен быть простой и понятный образ, но довольно расплывчатый, чтобы можно было интерпретировать его по-разному. Конечно, я вкладываю свои пережитые эмоции, причем это не обязательно конкретная ситуация. Просто ощущение, окрас.

То есть что-то такое импрессионистичное? Не конкретное, но что при прослушивании воспринимается интимно.
Никита: Это в идеале, хотелось бы. 

Вы победили в «Битве за V-ROX 2016». Расскажите, как все прошло? Какой новый опыт вы получили?
Никита: Мы эволюционировали, приблизились к сверхчеловеку. (Смеемся)
А если серьезно, то респект организаторам за чистые и светлые идеи по продвижению местной сцены, мне кажется, им это в какой-то мере удалось. 

Там же Никита сказал, что «мы больше выступление, нежели пение». Расскажите про театральную составляющую вашего творчества. Имеет ли она вообще место?
Никита: Нет какой-то конкретной театральности. Просто я учился петь у чуваков, для которых важнее не техника, а эмоции. У черных преимущественно. Вот и вся театральность – просто поешь сердцем, а не головой.

Тем не менее, ваши выступления выглядят целостными и продуманными. Тут дело тоже только в эмоциях?
Никита: Любая работа, не только с музыкой, подразумевает очень много анализа и размышлений, через которые ты приходишь к тому, что выступление на сцене – не только актерское мастерство или пение, но и развитие личности. Нужно учитывать все: психологию, технику, эмоции. Никогда нельзя забывать, что нужно расти над собой и улучшаться не только технически.

То есть нужно ещё рассчитывать на интуицию?
Никита: Скорее, это в гармонии между рациональным и иррациональным. Другими словами, это работа с сознательным и под/бессознательным.473628
Коля говорил, что хочет работать над симбиозом визуального и аудиального. Вы думали об этом в контексте Pill Couple?
Никита: Да, мы уже даже прописали видео футажи для лайвов.
Артем: Но это ещё в самой начальной стадии.
Никита: Ага, это очень сложно. Считай, это типа язык программирования, и по большому счету неизученная тема. В основном это используют те, кто играет нойз или эмбиент и какое-нибудь минимал-техно. Технически это трудно воплотимо в наших реалиях. Например, мы подготовили сэмплы видео для лайва еще концерта 4 назад. И все эти разы мы наталкивались на какие-то проблемы: ни площадки, ни организаторы просто не готовы к тому, что у группы есть свой видеоряд, который должен идти с ноутбука синхронизировано с музыкой. Для них это просто непонятно, и приходится что-то «тыкать» самому.

При всем холодном звучании ваши песни запоминающиеся. Вы изначально хотели такого баланса между доступностью и отстраненностью?
Артем: Мы вообще хотели попсу [играть]!
Никита: Все дело в желании экспериментировать и делать понятную музыку. В этом мы постоянно друг с другом дискутируем: в каком моменте должен быть эксперимент, что популярно и просто, а что не очень. На это у нас разные мнения. Вот Коля, например, считает, что «песня есть песня», а мы наоборот говорим: «Коля, прекрати стучать, добавь тут свой любимый эмбиент и нойз». На «Битве за V-ROX» мы так и сделали: я пел блюз, а Коля играл там эмбиент всякий.

Трудно ли держать этот баланс?
Никита: Сейчас сложно сказать.
Артем: Нужно будет судить по второму альбому, потому что на первом ещё старый, накопившийся материал. 

76575

Я знаю о вашем интересе к трансгуманизму. Как вы открыли для себя эту философскую концепцию и какое место она занимает в Pill Couple?
Никита: Я просто всегда искал алогизмы в рассуждениях. В совокупности с современной наукой и достижениями технологии трансгуманизм – наиболее близкая концепция к тому, как я вижу мир. Но даже она имеет погрешности, поэтому по-настоящему себя трансгуманистом я не считаю. А в контексте группы только в том смысле, что творчество есть отражение нас самих. Несем ли мы трансгуманизм в песнях? Нет. Влияют ли эти идеи на наше мировоззрение? Да. Поэтому косвенно, как ни крути, это играет роль, но вряд ли осознанно.

Центральная идея трансгуманизма в бесконечном совершенствовании человека, основанном на новейших открытиях научно-технического прогресса. И это, возможно , спорный момент. Не считаете ли вы, что в ХХ веке научно-технический прогресс обособился от человека и стал развиваться автономно? Более того, если вспомнить искусство 60-х годов, когда пошла вся эта волна научной фантастики, например, «Космическая Одиссея» Кубрика, то можно сделать вывод, что не техника обслуживает человека, а человек технику. Исходя из этого – не кажется ли вам, что идея трансгуманизма в этом смысле может быть опасной, и что техника будет властвовать над человеком, а не наоборот? 
Никита: Ни в чем нельзя быть уверенным. Но есть просто сценарий, в который хочется верить. Так же как кому-то хочется верить в Бога. Лично мне недостаточно того, что дает религия или любая другая вера, эзотерика. Там полно алогизмов, абсурда и неподтвержденных фактов. Хочется верить во что-то, что максимально…

IMG_0738

Конкретное?
Никита: Ну, настолько, насколько я могу это понять. И чем дальше двигаешься, тем больше развиваются эти идеи. Например, последнее, к чему я пришел, это то, что мы уже едины со Вселенной, даже в том виде, в котором мы существуем – обособленное сознание от материи – мы все равно часть Вселенной. И, с одной стороны, нет никакого смысла в эволюции. Но если эволюционировать, то я как обособленная часть Вселенной, то есть личность, хотел бы осознанно лицезреть эволюцию человека из того вида, который мы есть сейчас, во что-то большее, совершенное. Если это будет искусственный интеллект, то для меня было бы кайфово, если бы искусственным интеллектом стали мы сами… То есть, например, помещение сознания в условную машину и далее совершенствование вычислительных мощностей этой самой машины. Может быть, это будет единое сознание для всего человечества… И это будет называться не человеком, но это будем мы, потому что это именно мы перешли как личности из одной фазы в другую.
Артем: Мы – то есть Pill Couple.

Другими словами, ты за объединение человека и машины, если это приведёт к гармонии и позволит обоим видам перейти на новый уровень? 
Никита: Я считаю, что все уже в гармонии в любом случае как материя, энергия. Энергия не в эзотерическом смысле, а в самом настоящем, физическом. Всё это – одно большое движение, и любое разделение на категории – это лишь плод сознания.
мваыиа
Артем: Никита говорит, что мы как энергия, гармония… Но что насчет энтропии? Когда та же самая энергия пытается покинуть свое сбалансированное состояние?
Никита: Я считаю, что есть вещи, которые мы не в состоянии понять из-за ограниченности нашего восприятия. Поэтому нам нужно эволюционировать как вид, т.к. мы не способны ввиду простых парадоксов мышления постигнуть вещи, которые разрешат эти вопросы. В принципе, это вся суть парадокса: несоответствие мышления и понимания. Человек эволюционирует как вид через поколения, постоянно пополняя знания. Мы развиваемся, чтобы познать что-то новое.

А какова роль творчества в общечеловеческом прогрессе? Трансгуманизм, например, не всегда подразумевает творческую активность. То есть его можно отнести к категории творчества как работы над собой, но я говорю именно о создании художественного объекта.
Никита: В любом случае человечеству для развития нужны те элементы, которые есть в обществе сейчас. Есть социум, есть вещи, привычные для человека. И не бывает резких скачков, поэтому даже если где-то творчество противоречит будущему, и не обязательно трансгуманизму, и творчество когда-нибудь исчезнет, то в любом случае не сразу и не сейчас. Так или иначе, я не собираюсь этому способствовать.
Артем: Мне кажется, трансгуманизм не отменяет всего культурного багажа, который человечество накопило и накопит. Ну да, он скорее о переходе, чем о полном отрицании.
Никита: Это во-первых, а во-вторых, это как раз суть эволюции: никто не говорил, что творчество это плохо. Может, оно обретет иные формы? Мне кажется, в самой основе лежит познание. Это всегда двигало человеком. Собственно, одна из идей трансгуманизма – культ познания, культ изучения.

Может ли творчество помочь открыть что-то новое, стать ступенькой к переходу в иные формы жизни?
Артем: М-м-м… Пожалуй, нет. Мне так кажется, потому что творчество – это скорее процесс перерабатывающий, чем открывающий.

То есть больше рефлексия?
Артем: Да.
Никита: Но это важно. Через искусство постоянно внедрялись идеи и политические, и научные, и вообще любые идеи можно пропускать через искусство. Суть в том, что пока человек зависим от своих эмоций, то, что этими эмоциями управляет, безусловно, может использовать их как во благо, так и во вред относительно развития.

А вы используете во благо?
Артем: Нет, мы просто грустненькие.
Без заголовка
Как вы думаете, хорошо ли то, что многие группы в городе делают большой акцент на приморском ландшафте? Другими словами, не кажется ли вам, что это иногда берет вверх над музыкальным бэкграундом? 
Никита: Тут уже проблема личности.
Артем: То есть можно [круто] и про море спеть.
Никита: Это одна из тактик продвижения. Мы морской город, и можно делать на этом акцент. А вот если бы москвичи пели о море, то мы, может быть, и не обратили бы на это внимание. Вообще это придирки. Просто есть успешные проекты и неуспешные. Факторов слишком много, чтобы делать акцент только на теме или только на текстах и т.д.

Многие музыканты стремятся повторить саунд и возродить дух уже прошедших музыкальных течений, эпох. Зачастую это становится просто аттракционом ностальгии. Как вы считаете, плохо ли это для развития музыки? Нужно ли искать что-то новое, или мы ещё не все изведали в прошлом?
Артем: В этом нет проблемы. Они же не полностью повторяют, они переосмысляют. Вся музыка делается за счет соединения жанров.
Никита: Музыка – это работа с эмоциями. Мы как вид не испытываем новые эмоции с течением времени, мы просто их повторяем. Сочетания частот и звуков во времени определенным образом воздействуют на психику, и не мудрено, что через какое-то время спектр эмоций, который какое-то поколение уже испытало, приходит к новому поколению в переосмысленном жанре.
Артем: И, опять же, это сводится к тому, как они это делают. Нельзя поспешно судить о том, хорошо это или плохо.
Никита: Да и вообще «хорошо» и «плохо» такие понятия, которые ударяют в субъективность всегда.

5435

Да, но вопрос вот в чем. Сегодня музыка, новые жанры и исполнители плодятся с невероятной скоростью. В интернете всё это в свободном доступе. Как вы считаете, трудней ли сегодня сделать что-то принципиально новое? Может быть, теперь для музыканта создание нового – это более ответственный шаг, чем лет 20-30 назад?
Никита: Мне кажется, нет, потому что создание нового – это переосмысление впитанного. Если у тебя больше доступа, то и больше ресурсов для собственного творчества. В соотношении получается то же самое: меньше музыки – меньше нового, больше музыки – больше нового. А сложность… Наверное, не меняется, хотя мы не можем сравнивать.
Артем: Еще многое зависит от способностей музыканта и того, сколько жанров он хочет смешать. Вот тут уже начинаются чисто технические сложности, которые трудно преодолеть начинающему музыканту.

Есть ли у вас в планах сотрудничество с другими музыкантами?
Никита: Мы только пробуем. Но работа ведется с разными людьми: это и Москва, и Америка, и Европа. Всё это пока попытки музыкальной коллаборации. Но это творческий процесс на расстоянии, и мы ничем друг другу не обязаны. Хотя мы уже выпустили один трек с Mr. Sea.
834е983
Ребята, вы успели выступить за пределами города (Хабаровск, Москва, Санкт-Петербург). Отличается ли публика здесь и там? 
Никита: Не особо. Здесь везде публика реагирует примерно одинаково. Но, например, в Китае, публика была другая. Там даже не хлопают после песен. Зато когда автограф-сессия, они начинают визжать, кричать, радостно бежать фотаться и брать автографы, причём как девушки, так и парни.

Вы хотели бы, чтобы у вас была определенная аудитория или чтобы вас слушали все?
Артем: Чем больше, тем лучше.

Никита, ты говорил, что одна из твоих любимых групп – это The Velvet Underground. Какие ещё исполнители на вас повлияли?
Никита: «Велветы» – это одна из повлиявших на меня групп за счет своего подхода к музыке: чуваки с минимумом звуков устраивали настоящий транс. Это примерно то же самое, что делали черные в блюзе, только у «The Velvet Undeground» гармонии поинтересней. Также очень сильно повлиял Элвис Пресли. По этому принципу многое и оказало воздействие: от госпела и психоделики до эмбиента и джаза.
Артем: Я начал заниматься электроникой из-за относительно известного продюсера IDM Криса Кларка. И мне до сих пор нравится его музыка.

Есть ли у вас на концертах и в целом в творчестве какая-то сверхзадача?
Никита: Я обычно стараюсь войти в состояние транса перед выступлением, чтобы концерт был как бы сеансом ухода от реальности, чем, по сути, и является творчество. Когда ты сам в таком легком состоянии отрешённости от мира, люди это чувствуют и разделяют его. Этому помогают, кстати, чёткие ритмы. Поэтому у нас много песен с прямой бочкой, 110-125 bpm, это как раз около биения сердца. Хочется, чтобы выступления были шаманским сеансом. А аудитория – точно такая же часть создаваемой атмосферы в зале. То есть это не просто шоу и представление, а одно целое. Чем больше людей, тем сильнее это состояние.

И последний вопрос – с чем пилюли?
Артём: Пусть для каждого свои будут.

543534

Специальная фотосессия: Артур Мигдалски
Фото с битвы за V-Rox: Екатерина Сансара