Перформанс «Human Ham»
На стыке художественного и fashion-высказывания

С чего начинается молодой модельер? С идеи и энтузиазма. Валерия Польшина, прежде всего, художник в поиске методов выразительного отображения Идей. В её подаче одежда – не просто часть модной индустрии, а основное средство передачи образного восприятия мира потребления.

Лера, ты будущий модельер, а теперь, можно сказать, и художник. Насколько, в твоем понимании, мода и искусство необходимы сегодня друг другу?
Прежде чем говорить об этом, нужно определиться с понятиями. Значений у термина «мода» очень много. Для меня мода – это, прежде всего, совокупность идей и образов, которых еще нет в материальном мире вещей. Мода – это некий информационный поток, глобальный и размытый. Он неразрывно связан со временем и частотой проявления в материальном мире: чем чаще происходит дробление этого потока на определенные тренды, тем быстрее происходит изменение моды во времени.

В бытовой речи мы часто называем тренды модой, но понятие моды, на мой взгляд, более глобально. Для поддержания и обслуживания модного потока работает модная индустрия. Принято считать, что модная индустрия – это только про одежду, фотосъемки, показы и моделей, – но это верхушка айсберга. Все, что формирует наше сегодняшнее мировоззрение и мироощущение, можно назвать модной индустрией.
Безусловно, мода и искусство всегда будут взаимодополнять друг друга. Поскольку искусство затрагивает самое главное, что есть в человеке – его чувственную суть – оно является важнейшим инструментом влияния.

Для меня мода – глобальный культурный процесс. Тренды и индустрия – элементы, распознающие идеи, стремящиеся воплотить их в мире материальном, а искусство – средство воплощения этих идей.
oDhJ8A5-jrU
Твой перформанс «Ветчина» прошел в конце февраля и, стоит отметить, это достаточно незаурядный формат высказывания среди творческой молодежи Владивостока. Сейчас, спустя 2 месяца, подобным могут похвастаться разве что ученики Владивостокской школы современного искусства после серии апрельских выставок-квартирников. Но ты предвещаешь эти события и решаешься на сложный метод художественного высказывания. Почему ты выбираешь именно перформанс?
В апреле 2015 года я представляла свою коллекцию одежды на конкурсе «Пигмалион». Стоит сказать, тогда я была несколько импульсивна и спустила на нее все стипендиальные деньги. Появилась идея, я посчитала ее блестящей, и мне захотелось ее воплотить, во что бы то ни стало. Мои вещи не для подиума, скорее для камерной презентации. Во время конкурса я чувствовала, что идея не раскрыта полностью, поэтому решила попробовать воплотить задумку в лукбуке.

Занимаясь фотосъемками, я ощущала нехватку языковых средств для постановки задач каждому члену команды. Я видела картинку у себя в голове, но не понимала, как направить модель так, чтобы она почувствовала настроение и показала его через движение. Я тогда говорила: «Вы должны чувствовать то-то и то-то, чтобы на картинке создавалось впечатление того-то. А меня спрашивали: «И как для этого встать?».
Потом моя коллекция долго висела спрятанная в чехлах, но я чувствовала, что она все еще не исчерпала себя. Я слежу за новостным потоком, да и трендовое мышление мне не чуждо, поэтому, посоветовавшись с друзьями, решилась на перформанс.

Я не рассчитывала на то, что мое мероприятие будет неким откровением или открытием. Вообще организация подобной активности – отличная возможность почувствовать себя в роли режиссера. Для меня самым сложным оказалось найти нужных девушек и проработать всё действие. С девушками мне очень повезло. Мы хорошо сошлись, и я благодарна, что они прошли этот путь со мной.
D2mrpmiSHeQ
В перформансе глубокая концепция находит четкое отображение в костюмах, которые ты выбрала для своих моделей. Любопытно, что чаще всего в перформативной практике художники используют минимальное количество одежды, либо вообще выходят к зрителю абсолютно голыми, не оставляя и малейшего намека на привязку к чему-то материальному. Но ты идешь по другому пути и выбираешь очень яркие, нетипичные образы. Можно ли говорить о том, что для тебя, помимо художественной идеи, был важен и собственный взгляд на проблему как модельера?
Мне хотелось создать атмосферу производства, метафорично отображающую мир неосознанного потребления, воздействуя на все уровни восприятия: визуально, аудиально, кинестетически. Здесь учитывалось все: свет, музыка, атрибуты, девушки, одежда, действие, переходы. Даже расположение бара в подвале – оказалось важной деталью. Я хотела добиться необходимых ассоциаций. Поскольку мой основной образный метод это одежда, то, конечно, она играла одну из ключевых ролей. Актеры перформанса обычно стараются минимизировать атрибуты, чтобы зритель концентрировался лишь на чувственной составляющей. Мне же показалось интересным совместить воздействие.

Перформанс – особый вид искусства, девушки не должны играть, но погружать зрителя своим действием. Именно это погружение, гипноз, если хотите, и было главной целью. Когда зритель чувствует то же, что чувствует художник, это означает победу.
ShLXrGbC1rM
А на какую аудиторию ты рассчитывала и, все-таки, получилось ли донести идею до публики?
Я рассчитывала на молодую аудиторию, моих ровесников, знакомых и иных интересующихся. Во-первых, потому, что действие несло в себе социальный подтекст, получилось несколько эпатажным и шокирующим. А, во-вторых, я считаю, что воздействовать на взрослую сформированную аудиторию уже поздно и не имеет смысла.

Мы поделили пространство на три огороженных зоны, символизирующих три ступени производства. В каждой зоне актеры проходили свое развитие: от зарождения конфликта до результата его разрешения. Условные названия зон – убийство, конвейер, потребление – каждая из которых метафорически отражала существующее общество неосознанного потребления. Актеры – часть этого общества, и, по ходу развития действий, они умирают ментально.

К сожалению, в день мероприятия случились накладки, мы задерживали начало. Я очень нервничала и, честно говоря, не смогу описать реакцию публики, а комментариев или мнений после я не слышала. 

Вообще, быть правильно понятой, быть понятой так, как я хочу, чтобы меня понимали — проблема, которая идет со мной уже довольно давно. Мне важно не просто кричать в пустоту, а быть услышанной. Пока мне не хватает тех самых средств выражения, не хватает опыта, и я все время работаю над этим.

Хотела ли бы ты изменить какие-то моменты? Попробовать повторить перформанс на другой площадке или среди другой аудитории?
Помню, в какой-то момент коллекция начала сильно раздражать меня. Я понимала, что это был незрелый подход к созданию работ, ни с точки зрения дизайна, ни с точки зрения реализации. Но теперь появилось какое-то родственное чувство. Через нее я прошла важные этапы жизненного и профессионального роста. Опыт работы с командой для меня был колоссальным. В следующий раз буду тщательнее подбирать ответственных людей и стремиться работать только с профессионалами. Повторять перформанс я не планирую, это пройденный этап.
zr1nBHbYXAU
Сейчас ты проходишь учебную практику в Китае, очень интересно, какие первые впечатления?
Да, я поехала по обменной программе учиться в город Дэчжоу (провинция Шандунь). Перед поездкой я готовилась, искала информацию, и понимала, что еду в самый среднестатистический городок. Но все-таки по приезде испытала культурный шок.
Начнем с того, что наши системы образования сильно разнятся. У них трехступенчатое школьное образование, учебное расписание очень жесткое – 5 дней в неделю, с 6 утра до 10 вечера идут уроки. Конкуренция внутри школы зашкаливает: постоянно вывешиваются списки успеваемости, ранжированные по количеству баллов. Школьники находятся под давлением этих хит-парадов и предстоящих экзаменов – в средней школе, чтобы поступить в старшую, в старшей школе, чтобы поступить в университет. Из-за такого напряженного графика у ребят просто физически нет возможности иметь хобби. Вся их молодость проходит за зубрежкой учебного материала. Многие не умеют готовить элементарные блюда, выполнять простейшие бытовые дела.

Кроме того, другое внутрисемейное воспитание. В большинстве своем родители не близки со своими детьми, интерес вызывает лишь количество баллов за экзамен и шансы поступить в хороший ВУЗ, а затем устроиться на работу. Родители выбирают за ребенка, в каком направлении учиться после школы. Сколько я ни общалась здесь со студентами, без преувеличения все говорят, что им не нравится их специальность. Практических навыков никаких, из мотивации только чувство обязанности учиться и боязнь физического наказания. Не очень приятный коктейль.

Помню, как у нас на кафедре учились китайские студенты по обмену, и наши преподаватели удивлялись, что они вообще ничего не умеют. Мы тоже удивлялись, ведь это же китайцы! Теперь все встало на места. Единственный совет тем, кто едет эксченджем, и особо впечатлительным особам – ехать учиться только в большие города, чтобы совсем не разочароваться в Китае.

Есть ли какие-то особенности «потребления моды» в Китае?
Насчет моды в Китае сложный вопрос. Меня он тоже интересует, но пока я не нашла ответа. Я не обладаю точной аналитикой, но, если не ошибаюсь, у нас основная доля потребления изделий модной индустрии приходится на молодых людей от 16 до 25 лет. Здесь же ребят в этом возрасте мода мало заботит, мало кто отслеживает тенденции. Например, я пересекалась на занятиях с тремя группами «Дизайнеров одежды», в каждой группе порядка 30 человек. Спрашивала, каких дизайнеров они любят, за какими следят. Сходу мне никто не ответил, не назвали ни китайских дизайнеров, ни европейских. Но опять же, Китай очень большая коммунистическая страна, и она везде очень разная, здесь нельзя обобщать. Например, в больших городах, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу все может быть по-другому. Я еще слишком мало знаю и понимаю Китай, чтобы давать оценку.

Интервью подготовлено специально для журнала «148»
Использованы фото лукбука