Дарья Бехтерева — администратор ЦСИ Заря
Иногда бывает жизненно важно уметь упаковать здорового пингвина в кусок розового поролона

C чего началось увлечение искусством? И почему выбрала работу на «Заре»?

Здесь удачным будет выражение «аппетит приходит во время еды». Я не планировала заниматься подобной деятельностью. Например, сейчас у нас работает смотритель, по образованию искусствовед, и он пришел сюда целенаправленно. Сначала прошёл практику, а потом остался работать. Я же по образованию графический дизайнер. В июле прошлого года я узнала, что открывается центр современного искусства, познакомилась с куратором и директором центра, которыми на тот момент были Катя Крылова и Игорь Карклин. Мне понравилось место и идея центра, я устроилась работать на ресепшн. Работать в читальном зале здорово – ты находишься в окружении классных книг, рассказываешь о том, что происходит, общаешься с новыми людьми. Я всегда старалась сделать больше, чем от меня хотели. В декабре Катя Крылова и Наташа Дубовик (наш проектный менеджер на тот момент) предложили мне стать администратором центра. Предложение было внезапным, и времени на раздумья не было. Как только я согласилась, моя прошлая жизнь закончилась. Я перестала заниматься дизайном, свободного времени совершенно не осталось. Началась невероятно увлекательная, но непростая работа, требующая большой самоотдачи. Здесь каждый день происходит что-то новое, постоянно приходится что-то делать в первый раз. К примеру, могут внезапно написать из Москвы: «Нам к завтрашнему дню нужны спагетти и красный мяч» или оказывается жизненно важно упаковать здорового пингвина в кусок розового поролона, чтобы он без приключений добрался до Москвы.

Как происходит рабочий процесс, и кто за что отвечает?

У нас есть куратор, который отвечает за содержание и смысл этого места. Есть проектный менеджер, который следит за тем, чтобы идеи, разработанные куратором, воплотились в проекты. Я отвечаю за площадку во Владивостоке и помогаю воплотить идею в конкретном месте, с определенными людьми и поддерживать то, что получилось. За техническое обеспечение работы центра отвечает координатор. Команда небольшая, но у каждого чётко распределены роли. Мы не устраиваем мозговой штурм в 3 часа утра, думая кого бы нам привезти. Для этого есть план выставок, разработанный на некоторое время вперед. Главная проблема – как его реализовать.

Где искать художников и сложно ли вести переговоры с ними?

Профессионально общается с художниками куратор, я же сталкиваюсь с ними непосредственно на площадке. Например, летом каждые выходные приезжали новые преподаватели и студенты института «Стрелка» с мастер-классами. В мои задачи входило сделать всё так, чтобы человеку было комфортно, и он чувствовал, что здесь его ждут.
На выставку «Украшение красивого» приезжали куратор Кирилл Светляков и хранитель Наталья Сидорова, сотрудники Третьяковской галереи. С ними мы не успевали чашку кофе выпить и толком поговорить, как нужно было куда-то бежать. На открытие выставки “Человек Играющий” приезжал художник Ростан Тавасиев. Мы подружились, стали общаться в сети. Недавно у него появился новый проект, и он предложил поучаствовать. Смысл в том, что группа художников России, может быть даже мира, фантазирует о том, какое искусство могло бы быть в будущем. Вы замечали, что в фантастических романах нигде не описывается какое искусство будет в будущем? Описывается техника, еда, какие-то социальные вещи, а про искусство никто ничего не говорит. Он поделился этой идеей, я посоветовала людей во Владивостоке, которым это может быть интересно. Таким способом мы налаживаем творческую связь между двумя отдаленными точками страны.

Крупные проекты «Зари», как правило, диктует Москва. Как к этому относится местное творческое сообщество?

Я думаю, что этот факт здорово воспитывает местного зрителя. Здесь мало людей понимает, что такое современное искусство. Часто для человека современное искусство – это белый куб в абсолютно белом зале, на который нужно долго смотреть и делать удивлённое лицо. Весь год, который я работаю, мы старались увлечь посетителей, показать им, что современное искусство может быть интересным и понятным. Часто бывает, что люди проходят мимо со словами: «Что это тут у вас такое, библиотека?». В этот момент за дело берётся ресепшен – показывает и рассказывает, чем занимается центр, какая выставка сейчас проходит. В выставочном зале человека встречает смотритель, который расскажет об истории каждой из работ. Когда человек уходит со словами: «Когда следующая выставка? Я буду к вам приходить!», – ты понимаешь, что вот он – результат, ради которого стоит стараться. В ближайшем будущем мы будем расширять охват аудитории, будет больше интересного, больше хороших поводов.
ЦСИ «Заря» не зациклен только на крупных проектах. Мы заинтересованы в сотрудничестве с местными художниками.

В чем уникальность лекций, которые проводит ЦСИ?

Я считаю огромным подарком то, что, находясь во Владивостоке, вы можете общаться с большим количеством профессионалов из совершенно разных сфер. Например, в рамках последней недели моды к нам приезжала Мила Хермановски, американский дизайнер одежды. Сначала она встретилась со студентами ВГУЭСа. Я подозреваю, что людей было немало, и не каждый успел задать вопрос. Мы пригласили Милу к себе, людей было меньше, но обстановка гораздо спокойнее. После лекции все интересующиеся собрались вокруг неё, пили кофе и говорили совершенно обо всем. Например, мы, как обе высокие девушки, обсуждали почему все модельеры шьют одежду на коротышек и как сложно подобрать размер. Она сказала: «Ты знаешь, я тоже хочу шить одежду для высоких, но высоких не так много и мне приходится подрезать все брюки». Где ещё я могла бы так пообщаться с американским дизайнером? А у нас можно. Поэтому если в программе написано, что к нам приезжает какой-то известный лектор, скорее всего, это значит и то, что поймать его в неформальной обстановке будет очень просто.

Планируете ли в ближайшее время что-нибудь на крыше, пока тёплая погода?

Если кто-то придёт ко мне и скажет: «Давайте сделаем что-то на крыше», я полностью поддержу его. Крыша фактически не имеет отношения к Центру современного искусства. Просто она есть и грех её не использовать. Но для того, чтобы на ней что-то сделать, нужно это придумать и организовать. Организовать здесь что-то не так уж сложно. Например, когда проходил последний мастер-класс института «Стрелка», мы решили устроить небольшую вечеринку. Взяли диджейскую аппаратуру, договорились, чтобы там горел свет, предупредили начальника безопасности, чтобы он согласовал с охраной, что до 10 вечера на улице будет шум, договорились с едой от Shonkel, насчет мебели договориться не получилось, так как были выходные – насобирали надувных кроватей. Из-за того, что решение было принято внезапно, много людей позвать не удалось, но по факту это случилось. То есть инициатива была проявлена, и мы её поддержали. Я думаю, что такие варианты возможны. Тем более, сейчас на крыше даже лучше, чем летом.

Если я приду сюда с идеей что-то организовать, вы поможете мне в реализации?

На самом деле идей довольно много. Если человек из Владивостока, то, как правило, он выходит на меня. Если я понимаю, что эта идея к нашей концепции имеет очень отдаленное отношение, я перевожу её на отдел аренды, и там они уже договариваются о каком-то взаимодействии: финансовом, либо благотворительном. Если становится понятно, что эта идея соответствует концепции ЦСИ, то я прошу отправить информацию куратору Алисе Багдонайте, и она уже решает, как поступать дальше. Мы вообще открыты для всех. Скоро у нас начнется программа творческих резиденций для художников. Я думаю, что придёт много людей с интересными идеями. С одной стороны это здорово, с другой – нагрузка по отсеиванию возрастёт.

Фото: ЦСИ «Заря», Натали Бородина, Николай Гольдман, Ирина Слонь