Катя Шилоносова:
«Я бы хотела сыграть для целого зала андроидов»

Катя Шилоносова – вокал и гитара ГШ (бывш.Glintshake), участница экспериментального Scratch Orchestra, ученица Red Bull Music Academy, но помимо этого – сольный артист. В рамках фестиваля V-ROX Катя выступила со своим проектом NV. Мы поговорили с Катей об особенностях сольного творчества, влияния Японии и авангарда на её музыку.

Ты уже второй раз во Владивостоке. Мы близко к стране восходящего солнца. Ощущаешь ли ты здесь её присутствие?
Мне почему-то кажется, что здесь больше присутствует Китай, чем Япония. Но, в целом, и того и другого достаточно. Например, сегодня я пила японский кофе в фильтре, который был запакован в специальную красивую упаковочку, как влажная салфетка: он раскрывается сам, цепляясь за кружечку. Все сделано очень классно и удобно, и я в диком восторге. Я бы купила в Москве, но там, скорее всего, такого нет.

Как ты открыла для себя Японию в качестве страны-вдохновения?
В 1997-м я приехала в Йошкар-Олу к своей бабушке, и там работал канал 2х2, который в то время был обычным каналом с новостями, скучными передачами и почему-то клипами Иванушек Интернешнл вместо рекламы. Они сотрудничали с японским телевидением и довольно пафосно объявляли: «Канал 2х2 и японское телевидение представляет!». А дальше крутили аниме «Ведьму Салли» и «Кэнди-Кэнди». Мы с младшим братиком поначалу смотрели только «Салли», так как «Кэнди-Кэнди» нам казалась слишком плаксивой, и нужно было очень долго въезжать в сюжет. Как-то брат сказал, что после «Ведьмы Салли» есть ещё один странный мультфильм, и там сложно понять, что происходит, но какая-то девочка перевоплощается, борется со злом, и называется все это «Сейлор Мун». Решили посмотреть, и я подумала тогда: «Боже, это так круто!». Но через два дня нужно было возвращаться, а мне так понравилось, что до слез было обидно уезжать, ведь в моем родном городе этого телеканала не было.

Времена были безынтернетные, не было возможности посмотреть сериал дальше, поэтому я развлекалась как могла — рисовала сама себе комиксы про Сэйлор Мун в обычной школьной тетради, пытаясь таким образом придумать, что же будет дальше; играла с подругами во дворе, спасала дворовых котят и ждала, что они уже наконец-то заговорят со мной! Очень хотелось, чтобы Сэйлор Мун хоть как-то существовала в моей жизни.

И до сих пор существует?
Конечно. Сэйлор Мун вообще повлияла на меня в наибольшей степени. И Японию, мне кажется, я полюбила с того момента, как увидела это аниме. Никакого фанатизма на этой почве не было, но вдруг вся эта культура стала мне очень близка.

564375

Есть ли у тебя ещё любимое аниме помимо «Сэйлор Мун»?
Из сериалов, пожалуй, нет. Это супер-попсово – любить Сэйлор Мун, но она очень сильно въелась мне в мозг. Я как-то связала себя с персонажами и получила большой отклик внутри себя. В плане полнометражек у меня все довольно очевидно— я считаю «Акиру» гениальным аниме (и мне даже льстит, что год моего рождения совпадает с годом выхода этого шедевра), ну и вообще люблю Катсухиро Отомо. Еще мне очень нравится Есиаки Кавадзири и его «Wicked City», а также ова «Cyber City Oedo 808». И, конечно, Масааки Юаса очень крутой.

Давай перейдем к твоему альбому. Почему Венера (Binasu)?
Это тоже странная история. В школе у нас было задание по английскому языку, нужно было придумать группу, составить для неё альбом, назвать его и нарисовать обложку. Я назвала группу Binasu, опять же потому, что была фанатом Сэйлор Мун и знала всё о персонажах. Я нашла на каком-то сайте, что имя Минако Айно может также быть прочитано как Binasu. Айно – это «любовь» по-японски, и получается, что она «Венера-Любовь». Вот я и подумала: «Вау, binasu такое классное слово, нужно назвать группу так». Когда стала получаться песня с альбома, то мне показалось, что это самое подходящее для неё название. И Венера – самая яркая звезда на ночном небе, что довольно романтично.

Первый LP для тебя реверанс только в сторону Азии? Или, может быть, ты пыталась достичь связи ещё каких-либо культур?
Помню, смотрела интервью Grimes, и у неё спросили, мол, что так много пентатоники в треках? На что она ответила, что просто не умеет играть на клавишах, а проще всего играть по чёрным, ведь черные клавиши фактически и есть пентатоника, и в любом случае что-то благозвучное получится, промахнуться невозможно. У меня немного не такая история, я чуть-чуть умею играть на клавишах, но дело в том, что я родилась и выросла в Татарстане. А Татарстан это мусульманская республика, и там вся национальная музыка основана на пентатонике. Это всё близко к азиатским ребятам, и это вошло в мое сердце и голову, а теперь неосознанно отражается в творчестве.

То есть определенной цели не было?
Нет, тогда не было. Сейчас я пишу новый альбом, и у меня есть определенная концепция, но, помню, однажды друг меня спросил: «Как ты пишешь свои треки?». Я ему ответила: «Ну, у меня есть одна классная идея!..», — но он даже не стал дослушивать и просто расхохотался. Я тогда совсем не поняла, почему. Только спустя время, когда моя классная идея потерпела крах, я поняла, почему ему было так смешно. Чаще всего очень сложно воплотить конкретную задумку так, как она звучит у тебя в голове. Надо уметь себя отпускать и позволять ситуации выруливать в новое русло. Поэтому конкретной задачи – «я буду делать микс культур» – у меня не было. Есть риск зашиться в свои идеи, при этом будет получаться не очень классно, а отступиться от этого трудно. Лучше придерживаться какой-то общей картины восприятия того, как у тебя получается работать с материалом, а уже после собирать такой маленький коллаж из всего этого.

54353

Ты говорила, что изучала произведение Кардью «Трактат» — это около 200 листов, каждый из которых выглядит как самостоятельная абстрактная картина. При этом все это — огромная нотация к произведению, не имеющая никаких текстовых объяснений. А позже ты заявила о том, что хотела бы «сыграть картину Кандинского». Есть ли между этим связь?
Да, конечно. С Кардью у меня началось увлечение графическими партитурами, и, когда мы начали изучать и исполнять «Великое учение», я поняла, что музыку можно фиксировать супер по-разному. Кандинский, в свою очередь, был синестетиком. В 20-е годы он сходил на концерт Шёнберга и так вдохновился, что нарисовал несколько картин по его произведениям, поэтому работы Кандинского очень музыкальны. Одна из моих любимых относится к позднему периоду его творчества, когда Кандинский стал рисовать более плоско, без полутеней, использовать более чистые цвета. Эти работы чем-то похожи на нотный стан, при этом фигуры там довольно нелепые— эдакие плоские амеба-образные существа. Поскольку эти картины довольно красочные, можно разложить все по цветовому спектру, назначить на каждый цвет определенные ноты и сыграть.

А вообще я хочу выпустить небольшой альманах, попросить друзей-дизайнеров и художников нарисовать графические партитуры, а потом найти музыкантов, которые готовы исполнить всё это.

«Музыка NV представляет собой исследование пространства современной музыки и, возможно, ее женского начала». Действительно ли ты пытаешься обнаружить это?
Женское начало — это тема, которая в последнее время волнует меня довольно сильно. Само понятие «женского начала» вызывает во мне много вопросов и каких-то внутренних конфликтов. В детстве я всегда хотела быть мальчиком, сейчас же я скорее придерживаюсь мнения, что в людях все намешано. Глупо все упаковывать в какие-то категории или упорно отрицать то, что в тебе есть и для тебя естественно, даже если социум пытается навязать тебе иные стандарты. Как понимать «женское начало» современной музыки? Не уверена, что у музыки есть пол, есть скорее надстройки и условности, с помощью которых каждый воспринимает музыку так, как ему удобнее. Эти надстройки у меня тоже существуют, я с ними по мере возможности борюсь. Или не борюсь, в зависимости от настроения.

Мне кажется, своим существованием как музыкант я пытаюсь превзойти себя, раздвинуть рамки. Во мне постоянно происходит какая-то борьба. Словом, пытаюсь выйти из зоны комфорта. Это, наверное, и есть мое маленькое исследование пространства современной музыки — неважно академической или поп-музыки. Я просто пытаюсь существовать в этом пространстве, при этом играя по своим нелепым правилам, где хочу сочетать безумие и радикальность с мелодичностью.

В треке «Размышление» чувствуется сильное влияние авангарда начала ХХ века, что идейно роднит его с нынешним творчеством ГШ («Glintshake» – бывшее название группы). Скажи, в чем сходство, а в чем различие влияния авангарда на твой сольный проект и на ГШ?
После того, как я исполнила этот трек в Казани, одна женщина, увидев эти мелькающие буквы, сказала: «Это оживший Малевич». Я подумала: «Вау, вот такого я не ожидала». А мои друзья сказали, что это какой-то отъехавший IDM c голосами. То есть у всех разные впечатления, восприятие всегда зависит от контекста. Изначально этот трек был пьесой для Московского Scratch Orchestra, которую, я думала, мы никогда не исполним. Но в итоге мы сделали это весной в одной московской Галерее, и получилось очень здорово. Если рассматривать этот трек как пьесу, то да, влияние авангарда в какой-то степени есть, но все-таки больше Кардью.

Помимо влияния Кардью, сказалось ли твое участие в Scratch Orchestra на NV или ГШ?
Очень сказалось, просто нереально. Это дико изменило мою жизнь и восприятие музыки в целом, так скажем, открыло форточку и проветрило голову. Жизнь в каком-то смысле поделилась на «до» и «после», особенно в понимании того, как ты существуешь, играя с другими людьми. В первую очередь я научилась слушать. На NV это повлияло ещё тем, что я позволила себе писать треки без вокала и вообще позволила много того, в чем раньше у меня была зашоренность.

Как NV ты выступала не только сольно, но и с музыкантами. Расскажи подробней про последнее. Как тебе пришелся такой опыт?
Я бы с удовольствием хотела собрать маленький оркестр. А опыт странный, потому что я долгое время думала, что играть одной страшно, потом поняла, что играть одной классно, а потом я вдруг начала играть практически с Glintshake, только без одного человека. Пришла эта идея случайно, просто Женя Горбунов (Гитарист ГШ. – Прим. автора) вдруг стал иногда играть на басу, и мы решили: «Почему бы не сыграть группой?». В определённом смысле это больше развязывает руки, потому что, когда с тобой двое человек, которые местами импровизируют, это уже три головы, вместе создающие музыкальную фактуру. Но в каких-то моментах, это, конечно, гораздо большая ответственность. А нравится мне и так и так.

На самом деле, хотелось бы сыграть хоть раз со знакомыми из Нью-Йорка — группой Tigue. Это три очень крутых перкуссиониста, которые играют сложные полиритмические штуки. Им нравится, что я делаю, и один из них предложил поработать вместе. Может, что-то и получится, было бы круто. Тем более мне всегда хотелось, чтобы треки в духе Bells Burp прозвучали целиком живьем.

На фестивале «Форма», где ты играла с ГШ, состоялся перформанс арт-группы «Фабрики Боровик» – «Степь is the Place». Думала ли ты о подобном расширении взаимодействия с публикой в сольном проекте?
Да, я очень этого хочу. Попробую осенью воплотить это в жизнь, но не знаю, успею или нет. Я бы сделала лайв-перформанс, где я была бы совсем не главным элементом, а скорее саундтреком к действу, в котором танец и музыка в полном симбиозе. Хочется какой-то гибкой текстуры и формы.

Японию называют первой страной, где воплотился киберпанк. Дэймон Албарн даже играл концерт андройду во время выхода его сольника Everyday Robots. А как ты относишься к проникновению в жизнь искусственного интеллекта?
Хм, никогда не думала об этом. Но вот недавно смотрела видео, где девушка-робот шутит про то, что собирается уничтожить человечество. Не знаю, с одной стороны это жутко, а с другой – очень круто.

Хотела бы сыграть концерт андроиду?
Конечно! Но я бы хотела сыграть для целого зала андроидов. Это было бы интересно. И мне очень жаль, что я не сходила в музей роботов Токио. Говорят, там очень круто, и они очень похожи на настоящих людей.

До «перезапуска» Glintshake вы отыграли отличный гиг здесь, в BSB. Собираются ли ГШ к нам?
Да, в октябре, первого числа.

Дальнейшие планы NV?
Сейчас я пишу довольно много треков, в том числе записан альбом ГШ, а с материалом NV мне нужно разобраться – хочу ли я опять сочетать поп-треки с абстрактными композициями, или сделать целиком поп, или целиком абстрактный альбом? Пока по моим ощущениям треки получаются совершенно разные, но такое же ощущение было и при работе над Binasu. Вернусь домой и буду доделывать альбом, чтобы отправить его уже к сентябрю.

Будем ждать!

рлаопа

Спасибо за предоставленную возможность проведения интервью бару Ra.